Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 октября 2000 г. N Ф03-А73/00-1/1746
(извлечение)
Арбитражный суд при участии от ответчика: Колташ А.А. - главный специалист юридической службы (доверенность N 002 от 05.01.2000), заместитель начальника управления (доверенность N 369 от 20.06.2000), от 3-го лица: Лакневский В.В. - консультант (доверенность N 2-25/379 от 11.05.2000), рассмотрел кассационную жалобу контрольно-ревизионного управления МФ РФ в Хабаровском крае на решение от 22.06.2000, постановление от 08.08.2000 по делу N А73-3194/2000-30 (АИ-1/532) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Управления Федерального казначейства МФ РФ по Хабаровскому краю к Управлению хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края, 3-е лицо, на стороне истца: Контрольно-ревизионное управление МФ РФ в Хабаровском крае о взыскании 1894700 рублей.
Управление федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с иском к Управлению хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края о взыскании санкций в сумме 1894700 рублей за нецелевое использование бюджетных средств.
Третьим лицом без самостоятельных требований на стороне истца привлечено Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в Хабаровском крае.
Решением от 22.05.2000 в удовлетворении исковых требований истцу отказано.
Постановлением от 08.08.2000 решение оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа проверяет в соответствии со статьей 171-174 АПК РФ, на основании кассационной жалобы, поданной Контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ в Хабаровском крае.
Истец в заседание суда не явился, несмотря на надлежащее извещение.
Контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в Хабаровском крае (КРУ) доводы, изложенные в жалобе, поддержало и просило решение и постановление арбитражного суда Хабаровского края отменить.
Управление хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края с жалобой не согласилось и просило судебные акты оставить без изменения.
Из материалов дела установлено, что КРУ Минфина РФ в Хабаровском крае в июне 1999 года произвело проверку целевого использования средств федерального бюджета в Управлении хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края.
По результатам проверки был составлен 25.06.1999 акт, которым был установлен факт нецелевого использования средств федерального бюджета в сумме 1894700 рублей.
Поскольку, в соответствии с п. 4.1 Приказа Минфина РФ от 28.12.1998 N 265, реализация проверок КРУ осуществляется управлениями федерального казначейства, поэтому Управление федерального казначейства Минфина РФ по Хабаровскому краю обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании санкций с ответчика.
Как свидетельствуют документы в соответствии с Указами Президента РФ от 12.02.1993 N 218 "О формирований федеральных и региональных фондов в 1993 году", от 07.08.1992 N 826 "О мерах по созданию Федеральной контрактной системы" и решением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17.01.1994 N ЕГ-П1-01131 Министерство финансов Российской Федерации выделило бюджетную ссуду в сумме 1581545750 и на основании соглашения от 11.03.1994 передало ее Федеральной контрактной корпорации "Росхлеюопродукт".
Данная ссуда была предназначена для частичного погашения задолженности сельским товаропроизводителям за закупленные в государственные ресурсы зерно и маслосемена урожая 1993 года, на покрытие расходов, связанных с временным хранением на предприятиях хлебопродуктов зерна и маслосемян урожая 1993 года, реализуемые в последствии в государственные ресурсы, на расчеты за зерно и маслосемена, закупаемые в федеральный фонд у сельских товаропроизводителей и других владельцев зерна в 1994 году, на покрытие затрат, связанных с приемкой и длительным сроком хранения государственных и мобилизационных хлебных резервов и на закупку зерна и хлебопродуктов по импорту в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации.
На основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.02.1993 N 155 "О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 году" Хабаровскому краю было выделено, как потребителю, из федерального продовольственного фонда в 1993 году зерна и зернопродуктов 400 тысяч тонн.
В целях исполнения указанных актов Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" (Корпорация) и Управление хлебопекарной промышленности Администрации края (Управление) заключили соглашение N 6612 23.03.1994 года, где предусмотрено, что и в целях обеспечения гарантированных поставок зерна потребителям федерального Фонда во втором полугодии 1993 года, которыми являются предприятия Управления, Корпорация произвела за счет выделенной бюджетной ссуды предварительную оплату предприятиям - поставщикам разных регионов страны, заключившим с сельскими товаропроизводителями государственные контракты, стоимость зерна урожая 1993 года в объеме 110,3 тысяч тонн на сумму 6548046 рублей.
Управление хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации в свою очередь заключила с предприятиями получателями Хабаровского края соглашения, по которым они должны были оплатить отправителям зерна до 31.12.1993 только железнодорожный тариф, согласованные в установленном порядке издержки обращения, прибыль предприятий - поставщиков.
Предприятия получатели обязаны были после реализации продукции в 10-дневный срок перечислить Управлению стоимость полученного зерна и 15% годовых.
Из изложенного следует, что Управлению хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края выдана бюджетная ссуда в 1994 году в сумме 6548046 рублей в целях формирования федерального продовольственного фонда в виде товарного кредита.
Суд первой и апелляционной инстанций не дал надлежащей оценки указанным документам, в результате чего неправильно сделал вывод, что денежные средства, выделены Минфином Российской Федерации Федеральной контрактной корпорации "Росхлебпродукт" по соглашению от 11.03.1994 для создания в крае регионального фонда зерна.
Денежные средства, полученные предприятиями-получателями Управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края от реализации зерна являются бюджетной государственной собственностью, поэтому Федеральная контрактная корпорация "Росхлебопродукт" по согласованивсу с Минфином Российской Федерации разрешила телеграммами от 15.06.1994 N 13156 и от 08.08.1994 N 1388 "Управлению использовать часть бюджетной ссуды в сумме 2700000 рублей, полученной от реализации зерна и находящейся на его счете на покрытие издержек по хранению зерна.
Телеграммой от 20.09.1994 N 1042 Минфин-Российской Федерации разрешил оставшуюся невозвращенную Управлением хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края бюджетную ссуду в сумме 3,8 млрд. рублей, выданную ранее в федеральный фонд на закупку зерна угрожая 1993 года, использовать в Хабаровском крае на формирование регионального фонда зерна в 1994 году.
Следовательно, сумма 2700000 рублей является бюджетной ссудой и использовать ее Управление хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Хабаровского края могло только на те цели, для которых она предназначалась. Фактически указанная сумма, как установлено КРУ Минфина РФ в Хабаровском крае при ревизий финансовой хозяйственной деятельности Управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края, передана в заем коммерческой структуре.
Выводы суда первой и апелляционной инстанций о том, что выделенный Минфином Российской Федерации кредит Федеральной контрактной корпорации "Росхлебопродукт" по соглашению от 11.03.1994 для создания региональных продовольственных фондов сделаны без учета указанных обстоятельств, поэтому являются ошибочными.
Судебные инстанции арбитражного суда Хабаровского края не дали надлежащей оценки предмету заявленного иска, рассмотрены были обстоятельства о порядке получения бюджетных средств на создание региональных фондов зерна, тогда как спор возник из отношений по выделению и использованию бюджетных средств из федерального бюджета на создание федеральных фондов зерна.
Судом не рассмотрен вопрос о нецелевом использовании бюджетных средств, полученных за реализацию продуктов переработки федерального фонда зерна, выданного предприятиям Управления хлебопродуктов и хлебопекарной промышленности Администрации Хабаровского края в 1994 году в виде возвращенной товарной бюджетной ссуды.
Таким образом, судебные акты арбитражного суда Хабаровского края подлежат отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела.
При новом рассмотрении суду необходимо дать оценку заявлению ответчика о сроке исковой давности, изложенному в ходатайстве от 24.05.2000 N 311 (л.д. ЗЗ).
Вопрос о распределении расходов по госпошлине по кассационной жалобе следует решить суду при новом рассмотрении в порядке статьи 95 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд постановил:
Решение от 22.06.2000 и постановление от 08.08.2000 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-3194/2000-30 (АИ-1/532) отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 октября 2000 г. N Ф03-А73/00-1/1746
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании