Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 мая 2004 г. N Ф03-А59/04-2/1355
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ОА" на решение от 09.12.2003, постановление от 17.02.2004 по делу N А59-3146/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОА" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Сахалинской области о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 14.05.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "ОА" (далее - общество, ООО "ОА") обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Сахалинской области (далее - инспекция, МИМНС РФ N 2 по Сахалинской области) N 105-к от 12.09.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.12.2003 решение инспекции в части привлечения ООО "ОА" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей транспортного налога в виде штрафа в размере 12560 руб. признано недействительным со ссылкой на то, что по вышеуказанной статье ответственность наступает за неуплату (неполную уплату) налога, а не авансовых платежей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал правомерным доначисление обществу 12999 руб. авансовых платежей по транспортному налогу в соответствии с Законом Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге", а также начисление пеней за неполную уплату транспортного налога в сумме 367 руб.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.02.2004 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. При этом обе судебные инстанции исходили из того, что Закон Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 вступил в силу 01.02.2003, что соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по аналогичному вопросу.
Законность принятых Арбитражным судом Сахалинской области решения и постановления апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ООО "ОА", считающего, что судом первой и апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, в связи с чем общество просит указанные судебные акты отменить.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что статья 2 Закона Сахалинской области N 387 от 26.12.2002, согласно которой указанный закон вступает в силу с 01.02.2003, противоречит положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации; Закон Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 должен вступать в законную силу с 01.01.2004.
По мнению заявителя кассационной жалобы, введением в действие вышеуказанного закона с 01.02.2003 нарушается принцип единства налога в одном налоговом периоде.
Отзыв на кассационную жалобу МИМНС РФ N 2 по Сахалинской области не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, участия в рассмотрении кассационной жалобы не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, МИМНС РФ N 2 по Сахалинской области проведена камеральная проверка расчетов авансовых платежей по транспортному налогу за первое полугодие 2003 года ООО "ОА". Проверкой установлено нарушение обществом статьи 1 Закона Сахалинской области N 387 от 26.12.2002, выразившееся в неправильном применении ставки при расчете транспортного налога, что привело к занижению сумм авансовых платежей по транспортному налогу за первое полугодие 2003 года на 12999 руб.
По результатам проведенной налоговой проверки инспекцией принято решение N 105-к от 12.09.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату авансовых платежей в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы, что составило 2560 руб. Кроме того, заявителю предложено уплатить недоимку по авансовым платежам в сумме 12999 руб. и пени в сумме 367 руб.
Суды первой и апелляционной инстанций, проверяя обоснованность вынесенного инспекцией решения, пришли к правильному выводу о законности решения в части доначисления обществу авансовых платежей за первое полугодие 2003 года и пени исходя из следующего.
В соответствии с положениями статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
29.11.2002 Сахалинской областной Думой принят Закон Сахалинской области N 377 "О транспортном налоге", опубликованный 30.11.2002 в газете "Губернские ведомости". Согласно положениям статьи 9 указанного Закона он вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 01.01.2003, что соответствует требованиям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации о вступлении в силу актов законодательства субъектов Российской Федерации, вводящих новые налоги.
26.12.2002 принят Закон Сахалинской области N 387 "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О транспортном налоге", которым, в частности, изменены ставки транспортного налога. В соответствии с положениями статьи 2 указанного Закона он вступает в силу с 01.02.2003.
Доводы общества о том, что Закон Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 в части его вступления в законную силу противоречит положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и может применяться только с 01.01.2004, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Закон Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 официально опубликован в газете "Губернские ведомости" 28.12.2002, то есть до начала очередного налогового периода по транспортному налогу, который в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации составляет календарный год. Следовательно, в рассматриваемом случае первым числом очередного налогового периода по транспортному налогу будет 01.01.2003. В соответствии с положениями статьи 2 Закона Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 он вступает в силу с 01.02.2003, то есть по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, что соответствует положениям пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вступление в силу вышеуказанного закона с 01.02.2003 также соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и Определении от 08.04.2003 N 159-О по запросу Арбитражного суда Владимирской области о проверке конституционности положения статьи 10 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", а также правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Исходя из вышеизложенного, инспекцией правомерно доначислены обществу авансовые платежи по транспортному налогу в сумме 12999 руб. с применением с 01.02.2003 ставок налога в соответствии с положениями Закона Сахалинской области N 387 от 26.12.2002 и пени в сумме 367 руб.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов. Принимая во внимание, что судом правильно применены нормы материального и нормы процессуального права, принятые по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 09.12.2003, постановление апелляционной инстанции от 17.02.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-3146/03-С13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст. 356 НК РФ, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ, помимо иных элементов налогообложения, определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ.
В данном случае законом субъекта РФ, официально опубликованным 28.12.2002 г., изменены ставки транспортного налога. Общество обжаловало нормы данного закона субъекта РФ о том, что названный нормативный акт вступает в силу с 01.02.2003 г. При этом общество исходило из того, что названный закон должен вступать в силу только с 01.01.2004 г.
Суды первой и апелляционной инстанций отклонили требования общества, в связи с чем последним заявлена кассационная жалоба.
В ходе рассмотрения дела федеральный арбитражный суд указал на то, что в силу п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Налоговым периодом по транспортному налогу согласно ст. 360 НК РФ признается календарный год. Однако поскольку в данном случае закон субъекта РФ был опубликован менее чем за месяц до начала нового налогового периода, то он не мог вступить в силу с 01.01.2003 г.
В связи с этим, а также учитывая положение п. 1 ст. 5 НК РФ, законодательный орган субъекта РФ правомерно определил дату вступления закона в силу с 01.02.2003 г., то есть по истечении месяца со дня его официального опубликования.
Также кассационная инстанция сослалась на постановление Конституционного Суда РФ от 30.01.2001 г. N 2-П и его определение от 08.04.2003 г. N 159-О.
Исходя из изложенного, федеральный арбитражный суд отказал в удовлетворении требований общества и оставил без изменения состоявшиеся по делу судебные акты (решение, постановление апелляционной инстанции).
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 мая 2004 г. N Ф03-А59/04-2/1355
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании