Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 мая 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1131
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Минфин РФ, главного финансового управления Сахалинской области на решение от 26.11.2002, на постановление от 28.02.2003 по делу N А59-2130/02-с5 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Открытого акционерного общества энергии и электрификации "Сахалинэнерго" к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации Сахалинской области, главному финансовому управлению Сахалинской области, Администрации г. Ю.Сахалинска, финансовому управлению Администрации г. Ю.Сахалинска, 3-и лица: Управление социальной защиты населения Администрации г. Ю.Сахалинска о взыскании 52753 руб. 99 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления в полном объеме откладывалось до 27.05.2003 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области, Администрации Сахалинской области в лице Главного финансового управления, Администрации г. Южно-Сахалинска в лице финансового управления о взыскании 52753,99 руб., составляющих убытки в виде неполученных доходов от предоставления в период с июля 1999 года по апрель 2002 года льгот по оплате тепловой энергии гражданам, имеющим звание: Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда. Герои Российской Федерации и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, в том числе членам их семей, проживающим совместно с ними, имеющим на это право в соответствии с Законами РФ "О статусе героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301-1 и "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" N 5-ФЗ от 09.01.1997.
Определением суда от 12.09.2002 для участия в деле привлечены: в Главное финансовое управление Сахалинской области и Финансовое управление Администрации г. Южно-Сахалинска - в качестве ответчиков и Управление социальной защиты населения - в качестве третьего лица на стороне ответчиков.
До принятия решения истец уменьшил сумму иска и просил взыскать с федерального бюджета 432,22 руб., с областного бюджета - 20081,99 руб. От взыскания 4721,62 руб. с местного бюджета отказался в связи с добровольным погашением задолженности в указанной части.
Решением суда от 26.11.2002 с казны РФ в лице управления федерального казначейства по Сахалинской области в пользу ОАО "Сахалинэнерго" взыскан долг в сумме 4332,22 руб. убытков, образовавшихся в связи с реализацией Закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы", с казны областного бюджета в лице Главного финансового управления Сахалинской области - 20081,39 руб. убытков, связанных с исполнением истцом Закона "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы". Производство по делу в части взыскания 4721,62 руб. прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.02.2003 решение изменено в связи с нарушением судом процессуальных норм, и 4332,22 руб. взыскано с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, 20081,39 руб. - с Главного финансового управления Сахалинской области за счет средств областного бюджета. В остальной части решение оставлено без изменения.
Взыскание 4332,22 руб. за счет средств федерального бюджета, судебные инстанции мотивировали тем, что, при указании в ст. 11 Закона "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" от 15.01.1993 N 4301 о возмещении расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, местными финансовыми органами за счет средств федерального бюджета РФ, а также при определении в Письме Министерства финансов РФ N 112 от 05.10.1993 порядка их возмещения за счет средств местного бюджета, финансовые средства, как это установлено п. 2 ст. 132 Конституции РФ и предусмотрено Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления", для осуществления органами местного самоуправления возложенных на него государственных полномочий федеральными законами о федеральных бюджетах на 1999-2001 годы не планировались. Отсутствуют доказательства передачи Минфином РФ средств на указанные цели и субъекту РФ.
Удовлетворяя исковые требования, связанные с реализацией Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ за счет средств бюджета области, арбитражный суд сослался на ст. 7 рассматриваемого закона, согласно которой расходы, связанные с его реализацией, финансируются за счет средств бюджетов субъекта РФ с последующей компенсацией затрат из федерального бюджета, а также Письмо Минфина РФ от 23.05.1997 N 42-н, также предусматривающее финансирование расходов за счет средств субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Законность принятых по делу судебных актов в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ проверяется федеральным арбитражным судом округа по кассационным жалобам Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области и Главного финансового управления Сахалинской области.
Минфина РФ просит отменить решение и постановление суда в части взыскания задолженности за счет средств федерального бюджета, ссылаясь на то, что денежные средств на указанные льготы из федерального бюджета были переданы Сахалинской области, доказательства чего Минфин РФ не смог представить в судебное заседание в связи с отклонением его ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Гласное финансовое управление Сахалинской области считает, что с необоснованно взыскал 20081,22 руб. задолженности за счет средств бюджета области, в связи с чем просит отменить решение и постановление суда в указанной части. Приводит доводы о том, что рассматриваемые расходы не возмещены истцу по его вине, поскольку последний не представил счета о понесенных расходах, а также о том, что судебные акты приняты без учета требований Конституции РФ и бюджетного законодательства.
ОАО "Сахалинэнерго" представило отзыв на кассационную жалобу Главного финуправления Сахалинской области, в котором просило оставить решение и постановление суда без изменения.
Как видно из материалов дела, истцом в период с июля 1999 года по апрель 2002 года предоставлялись за счет собственных средств льготы по оплате электроэнергии на сумму 527531 руб. 99 коп. Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического труда, полньм кавалерам орденов Славы и Трудовой Славы, в том числе членам их семей, проживающим совместно с ними и имеющим на это право в силу федеральных законов.
В связи с невозмещением ОАО "Сахалинэнерго" понесенных расходов, последний обратился с настоящим иском.
Некомпенсированные из бюджетов различного уровня расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств установленные законодательными актами льготы, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправными действиями либо бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования (ст.ст. 16, 1069 Кодекса), в связи с чем судом обоснованно требования истца признаны правомерными.
При взыскании убытков истца, связанных с предоставлением льгот Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, арбитражный суд, проанализировав нормы Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1, и изданного во исполнение его Письма Минфина РФ N 112 от 05.10.1993, федеральных законов о федеральных бюджетах на 1999-2001 года, с учетом требований норм Конституции РФ, а также Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", при отсутствии доказательств передачи средств федерального бюджета на реализацию рассматриваемого Закона, пришел к обоснованному выводу о том, что государственные полномочия в части предоставления льгот указанной категории граждан органам местного самоуправления переданы не были. Также сделан правомерный вывод об отсутствии оснований для взыскания убытков за счет средств бюджета области, поскольку отсутствуют доказательства финансирования из федерального бюджета на указанные цели.
Доводы Министерства финансов РФ, изложенные в кассационной жалобе о том, что данный вывод суда не соответствует действительности, судом кассационной инстанции отклоняются, как не подтвержденные материалами дела. В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, постановление суда в рассматриваемой части отмене либо изменению, а кассационная жалоба Минфина РФ удовлетворению - не подлежат.
Согласно ст. 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, расходы, связанные с реализацией данного Закона, финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом правительством РФ. Постановлением Правительства РФ N 382 от 03.04.1997 поручение о разработке такого порядка дано Министерству финансов РФ.
Письмом Министерства финансов РФ N 42 от 23.05.1997 "О порядке компенсации расходов, связанных с исполнением Закона РФ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам орденов Трудовой Славы" предусмотрено, что во исполнение указанного Закона и Постановления Правительства РФ N 382 распространено действие письма Минфина РФ N 112 от 05.10.1993 в части порядка возмещения расходов, связанных с исполнением Закона 5-ФЗ от 09.01.1997, и, кроме того, также предусмотрено, что расходы, связанные с реализацией ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", финансируются за счет средств бюджетов субъектов РФ с последующей компенсацией соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета в пределах, предусмотренных на это в федеральном бюджете на соответствующий год.
Такой же порядок финансирования рассматриваемого Закона N ФЗ-5 от 09.01.1997 за счет средств бюджетов субъектов с последующей компенсацией затрат за счет средств федерального бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели, установлен и в Постановлении Правительства РФ от 22.05.2002 N 333.
Наряду с указанным, в законах о федеральных бюджетах на 1999-2001 года денежные средства на компенсацию рассматриваемых расходов не были запланированы. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства передачи материальных средств из федерального бюджета Сахалинской области для финансирования расходов по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан в спорный период.
Вместе с тем, исходя из ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Данные положения нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ, согласно ст. 84 которого исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
В связи с изложенным, при отсутствии доказательств передачи из федерального бюджета материальных ресурсов Сахалинской области на финансирование реализации ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", убытки истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании названного закона подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства финансов РФ. Постановление суда в указанной части подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 28.02.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-2130/02-С5 отменить в части.
Взыскать в пользу ОАО "Сахалинэнерго" с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета 20081 руб. 39 коп.
В остальной части постановление суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Сахалинской области произвести поворот исполнения постановления в отмененной части и выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наряду с указанным, в законах о федеральных бюджетах на 1999-2001 года денежные средства на компенсацию рассматриваемых расходов не были запланированы. Кроме того, в деле отсутствуют доказательства передачи материальных средств из федерального бюджета Сахалинской области для финансирования расходов по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан в спорный период.
Вместе с тем, исходя из ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ", раздел полномочий Российской Федерации и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее решение.
Более того, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", а также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Данные положения нашли отражение в Бюджетном кодексе РФ, согласно ст. 84 которого исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.
В связи с изложенным, при отсутствии доказательств передачи из федерального бюджета материальных ресурсов Сахалинской области на финансирование реализации ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", убытки истца, связанные с предоставлением льгот лицам, имеющим право на их получение на основании названного закона подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета с Министерства финансов РФ. Постановление суда в указанной части подлежит отмене."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 мая 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1131
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании