Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1596
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Дружелюбова Т.Е. - юрисконсульт по доверенности от 22.07.2003 б/н., от Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю: Щепеткина М.Г. - главный юрисконсульт по доверенности от 22.04.2003 N 09-2251., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение от 29.01.2003, постановление от 23.04.2003 по делу N А73-10722/2002-40 (АИ-1/221) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Амурское пассажирское автотранспортное предприятие" к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании недействительным решения N 77 от 21.12.2000.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.07.2003.
Муниципальное унитарное предприятие "Амурское пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось в арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании недействительным решения Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю N 77 от 21.12.2000 в части взыскания пени в сумме 11500193 рублей.
Определением суда от 18.12.2002 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Амурску и Амурскому району.
Решением суда от 29.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. При этом суд, руководствуясь нормами действующего на спорный период законодательства, признал действия органа пенсионного фонда по доначислению пени незаконными.
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Отделения пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю, которое просит состоявшиеся судебные акты как принятые с неправильным применением норм материального права отменить и вынести новое решение. По мнению заявителя жалобы, до вступления в силу ФЗ от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (до 18.08.1999), которым органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых отношений, действие Налогового кодекса РФ на отношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не распространяется. В данный период указанные отношения регулировались законодательством пенсионного страхования в Российской Федерации. В связи с этим, считает орган пенсионного фонда, ограничения в отношении пеней, установленные ФЗ от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ", не могут распространяться на суммы пеней, начисленных по нормам законодательных актов, не входящих в систему налогового законодательства. Кроме этого, заявитель указывает на неправильные ссылки суда на статью 5 Налогового кодекса РФ и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ", касающиеся применения положений об обратной силе актов законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на кассационную жалобу Пассажирское автотранспортное предприятие против доводов жалобы возражает, считая принятые судебные акты законными и обоснованными.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимала.
Представители муниципального унитарного предприятия и Отделения пенсионного фонда в судебном заседании доводы, изложенные в кассационной жалобе, и отзыве на нее поддержали в полном объеме.
Проверив законность решения суда и постановления апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции оснований к отмене обжалуемых судебных актов не установил.
Как следует из материалов дела, 20.11.2000 Отделение пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю выставило муниципальному унитарному предприятию "Амурское пассажирское автотранспортное предприятие" требование N 2 об уплате в срок до 30.11.2000 задолженности по страховым взносам по состоянию на 01.10.2000 в сумме 7966185 рублей и пени за несвоевременную уплату взносов в сумме 21745458 рублей.
Решением от 21.12.2000 N 77 с унитарного предприятия взысканы в принудительном порядке задолженность по страховым взносам и пени в общей сумме 29711643 рубля.
Считая доначисление пени в сумме 11500193 рублей неправомерным, унитарное предприятие "Амурское пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Проверяя на соответствие законодательству решение органа пенсионного фонда в обжалуемой части, суд обеих инстанций пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для доначисления пени по страховым взносам в сумме 11500193 рублей.
В силу статьи 9 (пункт 7) Налогового кодекса РФ в редакции ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 к участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах относятся органы государственных внебюджетных фондов. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды согласно статье 13 Кодекса относятся к федеральным налогам и сборам.
Решение органа пенсионного фонда принято 21.12.2000, то есть в период, когда вступил в законную силу Федеральный закон N 154-ФЗ от 09.07.1999 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации".
При этом исходя из смысла пункта 3 статьи 5 Налогового кодекса РФ, акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, имеют обратную силу. Следовательно, положения ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 распространяются и на правоотношения, возникшие до вступления данного Закона в силу.
В связи с этим, суд обеих инстанций правильно указал, что при расчете пени за несвоевременную уплату страховых взносов органу пенсионного фонда следовало руководствоваться статьей 75 Налогового кодекса РФ.
Довод заявителя кассационной жалобы о невозможности применения налогового законодательства к спорным правоотношениям не принимается судом кассационной инстанции по изложенным выше основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на 01.01.1999 сумма недоимки по страховым взносам в Пенсионный фонд составила 5653997 рублей. Сумма пени, исчисленная отделением пенсионного фонда на данный период, и не уплаченная унитарным предприятием составила 13545902 рубля.
При этом в соответствии со статьей 8 ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" в редакции ФЗ от 09.07.1999 N 155-ФЗ суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не уплаченные налогоплательщиком к моменту введения в действие части первой Кодекса, уплачиваются налогоплательщиком в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога.
Таким образом, сумма пени, подлежащая уплате предприятием по состоянию на 01.01.1999, составила 5653997 рублей.
За период с 01.01.1999 по 18.08.1999 начисленная пеня составила 3608288 рублей. Учитывая, что указанная сумма пеней с учетом пеней, начисленных до 01.01.1999, уже превышающих неуплаченную сумму взноса, больше последней, то пени за период с 01.01.1999 по 18.08.1999 в расчет задолженности не должна включаться.
Указанные выше ограничения на суммы уплачиваемых пеней действовали до вступления в силу ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ", то есть до 18.08.1999.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ в редакции ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За каждый день просрочки пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора, где процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Согласно представленному в материалах дела расчету сумма неуплаченной пени с 18.08.1999 по 21.12.2000 составила 4591268 рублей.
При таких обстоятельствах, сумма пени, подлежащая уплате в Пенсионный фонд РФ, за несвоевременное перечисление страховых взносов по состоянию на 21.12.2000 (с учетом изменений, вносимых в законодательство о налогах и сборах) составила 10245265 рублей (5653997+4591268).
Решением органа пенсионного фонда от 21.12.2000 с Пассажирского автотранспортного предприятия в принудительном порядке подлежали взысканию пени в сумме 21745458 рублей.
Таким образом, суд обеих инстанций пришел к правильному выводу о неправомерном доначислении органом пенсионного фонда пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 11500193 рублей (21745458-1245265).
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемые судебные акты отмене по подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 23.04.2003 по делу N А73-10722/2002-40 (АИ-1/221) Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"За период с 01.01.1999 по 18.08.1999 начисленная пеня составила 3608288 рублей. Учитывая, что указанная сумма пеней с учетом пеней, начисленных до 01.01.1999, уже превышающих неуплаченную сумму взноса, больше последней, то пени за период с 01.01.1999 по 18.08.1999 в расчет задолженности не должна включаться.
Указанные выше ограничения на суммы уплачиваемых пеней действовали до вступления в силу ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ", то есть до 18.08.1999.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ в редакции ФЗ N 154-ФЗ от 09.07.1999 пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. За каждый день просрочки пеня определяется в процентах от неуплаченной суммы налога и сбора, где процентная ставка принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1596
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании