Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июля 2003 г. N Ф03-А49/03-2/1728
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области на решение от 21.04.2003 по делу N А49-3509/02 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению индивидуального предпринимателя Ш.Р. к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области о признании недействительным решения.
Индивидуальный предприниматель Ш.Р. обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области от 08.07.2002 N 08-14/211/16406 о привлечении к налоговой ответственности за неуплату подоходного налога, страховых взносов во внебюджетные фонды с доходов, полученных от реализации подакцизных товаров, и за непредставление расчета по налогу с продаж.
Решением от 21.04.2003 заявленные требования удовлетворены. Суд исходил из того, что предприниматель в проверяемый период не являлся плательщиком подоходного налога, налога с продаж, страховых взносов во внебюджетные фонды с дохода от реализации подакцизных товаров, поскольку подпадал под действие Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области просит решение от 21.04.2003 отменить.
При этом заявитель жалобы считает, что суд не применил Закон Камчатской области N 30 от 24.02.1999 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Камчатской области", в соответствии с которым в проверяемом периоде предприниматель Ш.Р. не являлся плательщиком единого налога, поскольку осуществлял розничную торговлю подакцизными товарами. Поэтому с дохода, полученного от указанной реализации, налоги и сборы подлежат исчислению и уплате в общем порядке.
Проверив законность состоявшегося по делу судебного решения, суд кассационной инстанции не нашел оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки, на основании акта N 08-14/197 от 04.06.2002 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петропавловску-Камчатскому Камчатской области принято решение N 08-14/211/16406 от 08.07.2002, в соответствии с которым с индивидуального предпринимателя Ш.Р. подлежат взысканию штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов, подоходного налога, штраф по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление расчета по налогу с продаж, предложено уплатить доначисленные страховые взносы и подоходный налог, пени. Доначисленный налог с продаж уплачен и ко взысканию не предъявлялся.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности послужило то обстоятельство, что в 1999 и 2000 годах предприниматель Ш.Р., являясь плательщиком единого налога на вмененный доход, одновременно осуществлял и розничную торговлю подакцизных товаров, с дохода от реализации которых, как считает налоговый орган, подлежат исчислению и уплате в общем порядке страховые взносы, подоходный налог и налог с продаж. Однако, налогоплательщик доход от реализации подакцизных товаров учитывал в сумме валового дохода по единому налогу на вмененный доход.
Позиция налогового органа основана на том, что в соответствии со статьей 3 Закона Камчатской области N 30 от 24.02.1999 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности в Камчатской области" индивидуальные предприниматели являются плательщиками единого налога на вмененный доход в сфере оказания услуг розничной торговли за исключением торговли подакцизными товарами.
Поскольку, как считает налоговый орган, предприниматель не подпадает под уплату единого налога с дохода от торговли подакцизными товарами, то с данного дохода страховые взносы и налоги уплачиваются в общем порядке.
Проверяя на соответствие действующему законодательству решение налогового органа N 08-14/211/16406 от 08.07.2002, арбитражный суд обоснованно исходил из того, что нормы областного Закона не подлежат применению как противоречащие Федеральному закону, в связи с чем сделал правильный вывод, что предприниматель Ш.Р. не является плательщиком страховых взносов, подоходного налога, налога с продаж с дохода от торговли подакцизными товарами и у него отсутствовала обязанность по представлению расчета по налогу с продаж.
Согласно пункта "и" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации Законы и другие нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В случае противоречия между Федеральным законом и иным нормативным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.
Коме того, пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
Указанный перечень особенностей взимания регионального налога, которые вправе самостоятельно устанавливать представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, является исчерпывающим.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Таким образом, введение региональным Законом ограничения круга плательщиков единого налога в зависимости от вида товара, реализуемого ими через розничную торговую сеть, противоречит Федеральному закону и Налоговому кодексу Российской Федерации.
Рассматривая данное дело, Арбитражный суд Камчатской области правомерно руководствовался статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой в случае, если арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Доводы кассационной жалобы не принимаются во внимание по изложенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 21.04.2003 по делу N А49-3509/02 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Коме того, пунктом 3 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения:
налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу.
...
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Таким образом, введение региональным Законом ограничения круга плательщиков единого налога в зависимости от вида товара, реализуемого ими через розничную торговую сеть, противоречит Федеральному закону и Налоговому кодексу Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2003 г. N Ф03-А49/03-2/1728
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании