Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 ноября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2715
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: от Прокуратуры Хабаровского края: Колесник И.П. - удостоверение от 10.08.2000 N 42448, от ответчика: от Администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района: Топорков С.И. - юрист по доверенности от 18.12.2002 N 113, Хомяков А.В. - начальник нормативно-правового отдела по доверенности от 07.06.2003 N 36, от третьего лица: ГУП "Дорожный центр рабочего снабжения" МПС РФ: Лоскутов В.А. - адвокат по доверенности от 07.07.2003 N РСЮ-7, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Прокурора Приморского края на решение от 11.06.2003, постановление от 08.08.2003 по делу N А51-12791/0219-66 Арбитражного суда Приморского края, по иску Прокурора Приморского края в интересах Комитета по управлению имуществом Приморского края к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района, ГУП "Уссурийский отдел Дорожного центра рабочего снабжения" ДВЖД МПС РФ, третьи лица: Министерство имущественных отношений РФ, ГУП "Дорожный центр рабочего снабжения" ДВЖД МПС РФ о признании недействительным акта приема-передачи имущества от 31.03.1999 (сделки).
Мотивированное постановление в полном объеме на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовлено 03 ноября 2003 года.
Прокурор Приморского края в интересах Комитета по управлению имуществом Приморского края (КУГИ) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с иском к Комитету по управлению имуществом муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района (КУИ МО), государственному унитарному предприятию "Уссурийский отдел Дорожного центра рабочего снабжения" ДВЖД МПС РФ (ГУП "Уссурийский отдел ДЦРС") о признании недействительным, как сделки, акта от 31.03.1999, утвержденного постановлением КУИ МО от 21.07.1999 N 110, которым оформлена передача в муниципальную собственность встроено-пристроенных нежилых помещений, расположенных в г. Уссурийске по адресам: пр. Блюхера, 1 "б", 1 "в", 9, 11, 38, 40, 43, ул. Садовая, 6, 12 "а", ул. Слободская, 7, ул. Мельничная, 1, ул. Вокзальная, 2, ул. Тургенева, 2, 35.
Определением от 14.01.2003 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечены ГУП "Дорожный центр рабочего снабжения" ДВЖД МПС РФ (ГУП "ДЦРС"), Министерство имущественных отношений РФ (л.д. 150, т. 1).
Решением суда от 11.06.2003 в иске отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.08.2003 решение суда оставлено без изменения.
Судебные акты мотивированны соблюдением ответчиками действующего порядка передачи спорных объектов государственной собственности в муниципальную.
Законность принятых по данному делу судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе прокуратуры.
Обжалуя решение и постановление, заявитель жалобы просит их отменить, так как считает, что передача спорных объектов в муниципальную собственности РФ возможна лишь по согласованию с министерствами и ведомствами (федеральными органами).
Прокурор Приморского края оспаривает применение по данному делу Письма Госкомимущества РФ от 01.11.1996 N АР-18/7697, в силу отсутствия у этого органа соответствующих полномочий до 12.05.2003. и, кроме того, утверждает, что оспариваемая передача является сделкой.
Представитель Прокуратуры Приморского края в судебном заседании доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители КУИ МО кассационную жалобу отклонили, со ссылкой на правомерность принятых по данному делу судебных актов.
Представитель третьего лица - ГУП "ДЦРС", поддержал кассационную жалобу, в отзыве на нее это предприятие также согласилось с доводами Прокурора, сославшись на обжалование Распоряжения Правительства РФ от 12.05.2003 N 592-р в судебном порядке.
Другие лица, участвующие в деле, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в нем не принимали.
При проверке законности, обжалованных решения и постановления, установлено, что они отмене или изменению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с договором от 08.10.1998, заключенным между Владивостокским отделением ДВЖД и Администрацией г. Уссурийска, последней передано безвозмездно в муниципальную собственность объекты жилищно-коммунального хозяйства - всего 149 жилых домов.
Распоряжением Главы муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района от 29.06.1998 N 259 утвержден перечень передаваемых в муниципальную собственность объектов, в том числе и спорных встроенно-пристроенных помещений.
Министерство путей сообщения РФ (балансодержатель), письмом от 21.10.1998 N 5-9656, этот перечень согласовало.
Распоряжением исполняющего обязанности Губернатора Приморского края от 08.12.1998 N 1501, указанный перечень также был утвержден и направлен в Министерство имущественных отношений РФ для согласования.
Актом приема-передачи от 21.07.1999 все эти объекты переданы в муниципальную собственность, а постановлением КУИ МО от 18.04.2001 они включены в реестр муниципальной собственности.
Указанные обстоятельства установлены при рассмотрении дела в первой инстанции суда и не оспариваются.
Обоснованным является и вывод обеих судебных инстанций о том, что при передаче спорных объектов из государственной собственности в муниципальную фактически не допущено нарушений порядка такой передачи.
Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 235 от 07.03.1995 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", передача в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, не подлежащих приватизации, передаются в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность в порядке, установленном Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 г. N 114-рп "Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности".
Указанным Положением, а также Письмами Госкомимущества РФ N АР-18/1599 от 01.03.1996 и N АР-18/7697 от 01.11.1996, предусмотрено согласование перечней объектов, передаваемых в муниципальную собственность, соответствующим министерством или ведомством, и, кроме того, предусмотрена передача объектов в муниципальную собственность после передачи соответствующих объектов в государственную собственность субъектов РФ.
Апелляционной инстанцией обоснованно отклонены доводы заявителя жалобы и о том, что если соответствующее решение Правительства РФ не было принято, то объекты считаются переданными в государственную собственность субъекта РФ.
Как было установлено судами обеих инстанций по настоящему делу, документы для принятия решения Правительством РФ о передаче объектов в муниципальную собственность были направлены 22.01.1999, а сама передача произведена 21.07.1999, то есть, по истечении трехмесячного срока, предусмотренного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп.
Не доказано заявителем кассационной жалобы и нарушение ответчиками интересов федерального собственника, так как спорные объекты переданы в муниципальную собственность по Распоряжению Правительства РФ от 12.05.2003 N 592-р "О безвозмездной передаче в муниципальную собственность ряда муниципальных образований Приморского края, Хабаровского края и Амурской области объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в хозяйственном ведении ФГУП "ДВЖД МПС РФ".
Обоснованным признается также вывод суда апелляционной инстанции о том, что передача спорного имущества в муниципальную собственность, оформленная актом приема-передачи от 21.07.1999, не является сделкой, так как данная передача имущества произведена безвозмездно на баланс муниципального образования, в рамках процесса разграничения собственности на федеральную, государственную субъекта РФ и муниципальную, тогда как сделкой по смыслу приватизационного законодательства является передача уполномоченными органами РФ, субъекта РФ и муниципального образования имущества соответствующего уровня в собственность граждан и юридических лиц (ст. 217 ГК РФ о приватизации государственного и муниципального имущества).
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Приморского края от 11.06.2003, 08.08.2003 по делу N А51-12791/02 19-66 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 ноября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2715
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании