Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2828
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ГУ "Сахалинский центр научно-технической информации" - юрисконсульт Бронштейн А.М. по разовой доверенности б/н от 05.11.2003 и по приказу N 29/К от 04.11.2003 о приеме на работу, от Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области - заместитель начальника отдела Захарова И.К., по доверенности N 2226 от 23.07.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения "Сахалинский центр научно-технической информации" на решение от 21.04.2003, постановление от 28.07.2003 по делу N А59-4130/2002-С24 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Государственного учреждения "Сахалинский центр научно-технической информации" к Комитету по управлению государственным имуществом Сахалинской области о признании незаконными действий Комитета и взыскании убытков.
Мотивированное постановление в соответствии с требованиями статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовлено 10.11.2003.
Государственное учреждение "Сахалинский центр научно-технической информации" (далее - Сахалинский ЦНТИ) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области (далее - Комитет Сахалинской области) согласовать договоры аренды помещений и взыскании убытков, понесенных заявителем в связи с неполучением доходов от сдачи в аренду помещений.
Решением суда от 21.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.07.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Обе судебные инстанции признали основанным на действующем законодательстве отказ Комитета Сахалинской области согласовать договоры аренды временно не используемых заявителем помещений.
Правомерность действий Комитета Сахалинской области обусловлена наличием законных полномочий на распоряжение и управление федеральным имуществом, предусмотренных Положением о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, Приказом Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 228 от 27.08.1997. При этом суд установил, что Сахалинский ЦНТИ использует помещения не по назначению и не обеспечивает сохранность недвижимого находящегося в федеральной собственности имущества.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, по кассационной жалобе Сахалинского ЦНТИ, считающего решение и постановление принятыми с применением закона, не подлежащего применению, а выводы суда, содержащиеся в судебных актах, не соответствующими обстоятельствам дела. При этом заявитель полагает, что судом сделан ошибочный вывод относительно собственника, наделенного правом распоряжаться имуществом, находящимся в федеральной собственности. Сахалинский ЦНТИ считает, что, в данном случае, от имени собственника выступает объединение "Росинформресурс", которому предоставлено право распоряжаться его имуществом в соответствии с действующим законодательством. Кроме этого кассационная жалоба содержит доводы относительно недоказанности судом наличия полномочий у Сахалинского комитета действовать как территориальное агентство Министерства имущественных отношений Российской Федерации.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выслушав доводы и возражения представителей участвующих в деле лиц, проверив правильность применения судом норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции не установил законных оснований для отмены или изменения судебных актов.
Материалами дела подтверждается, что письмом N 3537-04/3412 от 24.12.2002 исполняющий обязанности председателя Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области Юрьев Е.Ю. отказал директору Сахалинского центра научно-технической информации Григорьеву Н.Н. в согласовании договоров аренды нежилых помещений, временно не используемых Сахалинским ЦНТИ.
Основанием для отказа в согласовании послужили материалы проверки использования по назначению и сохранности недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве оперативного управления за Сахалинским ЦНТИ.
На основании акта проверки от 10.12.2002 Межведомственная комиссия Сахалинской области по контролю за эффективностью управления государственным имуществом приняла решение N 19 от 16.12.2002, которым признала неэффективность использования и использование не по назначению помещений административного здания, закрепленного за Сахалинским ЦНТИ на праве оперативного управления, в связи с чем внесла предложение по изъятию и перераспределению в установленном законом порядке используемых не по назначению площадей здания.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ от 03.08.1996 "О науке и государственной научно-технической политике" права по владению, пользованию и распоряжению имуществом научной организации определяются законодательством.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Федерального закона N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" следует читать как "23.08.1996"
Согласно разделу 3 Устава государственного учреждения Сахалинский центр научно-технической информации, здания, сооружения, фонды и другое имущество Сахалинского ЦНТИ являются федеральной собственностью и находятся в его оперативном управлении. Закрепление на праве оперативного управления находящегося в федеральной собственности административного здания Сахалинского ЦНТИ подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 29.12.2000 Сахалинским учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ государственные научные организации, учрежденные Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти, имеют право сдавать в аренду без права выкупа с согласия собственника временно не используемое ими, находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе недвижимое. По смыслу данной правовой нормы и в соответствии с пунктами 1 и 6 Положения о Министерстве имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2002 N 377 (далее - Положение), согласно которым управление и распоряжение федеральным имуществом от имени Российской Федерации осуществляет Министерство имущественных отношений Российской Федерации, последнее и является тем собственником, согласование которого необходимо получить на сдачу временно не используемого находящегося в федеральной собственности имущества.
Согласно пункту 3 вышеназванного Положения, Министерство имущественных отношений Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Таким территориальным органом в Сахалинской области является Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, который в соответствии с Приказом Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом N 228 от 27.08.1997 наделен правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. Копия вышеназванного приказа приобщена к материалам арбитражного дела (лист дела 27, том 2).
При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы о неправомочности действий Сахалинского Комитета следует признать не основанными на действующем законодательстве.
Одной из функций, определенных в пункте 6 Положения, Министерство имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению федерального имущества, закрепленного на право оперативного управления, и при выявлении нарушений принимает необходимые меры для их устранения.
По изложенному следует признать правомерными выводы суда обеих инстанций о законности действий Комитета по управлению государственным имуществом Сахалинской области, отказавшего согласовать договоры аренды.
Не основаны на действующем законодательстве требования заявителя о возмещении убытков, понесенных заявителем в связи с неполучением доходов от сдачи в аренду помещений. В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса РФ право требовать полного возмещения причиненных убытков принадлежит лицу, право которого нарушено. Обе судебные инстанции не установили законных нарушений прав заявителя.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-4130/2002-С24 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2828
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании