Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2793
(извлечение)
Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области на решение от 05.06.2003, постановление от 10.09.2003 по делу N А59-1515/03-С19 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Индивидуального предпринимателя П.В. к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области о признании незаконным постановления N 101 от 14.05.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 26.11.2003.
Индивидуальный предприниматель П.В. обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным постановления от 14.05.2003 N 101 Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция по налогам и сборам) по делу об административном правонарушении.
Решением от 05.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.09.2003, требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что осуществляя торговлю продуктами питания с открытого прилавка на территории продовольственного рынка, предприниматель правомерно осуществляет денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Перечень).
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Довод заявителя сводится к тому, что при осуществлении денежных расчетов с населением предприниматель контрольно-кассовую машину не применяла, не выдавала документы строгой отчетности, приравниваемые к чекам.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако, их представители в судебном заседании участия не принимали.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель П.В. доводы инспекции по налогам и сборам отклоняет, считает решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для их отмены не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем П.В. (свидетельство о госрегистрации N 2822Д от 23.08.1994) Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 18.06.1993 N 5215-1 при осуществлении торговли продовольственными товарами в крытом рынке "Восток" по улице Сахалинская, 59 "а" в г. Южно-Сахалинске. По результатам проверки составлен акт проверки от 05.05.2003 N 6501/672 и протокол об административном правонарушении от 06.05.2003 N 101, которыми зафиксировано, что при продаже 1 банки сгущенного молока "Главпродукт" на сумму 20 руб. контрольно-кассовая машина не применялась и на данном торговом месте отсутствует. На основании протокола и акта налоговым органом принято постановление от 14.05.2003 N 101 по делу об административном правонарушении о наложении на предпринимателя П.В. штрафа в 30-кратном размере минимальной оплаты труда в сумме 3000 руб., предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной правовой нормой состав правонарушения образует продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг в организациях торговли, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения, в установленных законом случаях, контрольно-кассовых машин.
В постановлении по делу об административном правонарушении инспекция по налогам и сборам сослалась на нарушение предпринимателем П.В. статей 1, 2 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и пункта "ж" статьи 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов и обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых аппаратов.
Не согласившись с принятым постановлением, индивидуальный предприниматель П.В. обратилась в арбитражный суд о признании его незаконным.
Судом обеих инстанций правомерно признано оспариваемое постановление налогового органа незаконным, поскольку суд обоснованно пришел к выводу о наличии права у предпринимателя не применять ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением.
В соответствии со статьей 1 Закона о ККМ при осуществлении торговых операций или оказании услуг денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с последующими изменениями) утвержден Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций или учреждений, которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей местонахождения, могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин.
Подпунктом "ж" пункта 2 Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять при расчетах с населением контрольно-кассовые машины при осуществлении мелкорозничной торговли продовольственными товарами с корзины, ручных тележек, лотков.
Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять ККМ при осуществлении торговли, в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять ККМ.
Обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществляет торговлю продовольственными товарами в крытом рынке с открытого стационарного прилавка. Поэтому, в силу специфики своей деятельности, ответчик вправе на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня не применять контрольно-кассовую машину.
Следовательно, инспекцией по налогам и сборам сделан необоснованный вывод о нарушении предпринимателем подпункта "ж" пункта 2 Перечня.
При таких обстоятельствах налоговый орган неправомерно привлек предпринимателя П.В. к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, в связи с чем, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя о признании незаконным постановления от 14.05.2003 N 101 по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.06.2003, постановление апелляционной инстанции от 10.09.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1515/2003-С19 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 ноября 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2793
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании