Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 23 января 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3586
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчиков: от администрации Приморского края - Секретарев Р.В. - вед. специалист по доверенности N 11-25/4260 от 16.09.2003, от третьего лица: (департамент финансов администрации) Секретарев Р.В. по доверенности N 45/01-06 от 05.08.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ливадия-ЖКХ" на решение от 18.07.2003, постановление от 15.01.2003 по делу N А51-5360/03 7-168 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Ливадия-ЖКХ" к управлению социальной защиты населения г. Находка, администрации г. Находка, администрации Приморского края, 3-и лица: Финансовое управление администрации г. Находка, Департамент финансов администрации Приморского края о взыскании 110856, 44 руб.
В соответствии со ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, мотивированное постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 23.01.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Ливадия-ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Управлению социальной защиты населения г. Находка о взыскании 110856, 44 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в октябре-декабре 2002 года гражданам установленных Федеральным законом "О ветеранах" льгот по оплате тепловой энергии.
Определением суда от 26.05.2003 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Приморского края и администрация г. Находка. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Финансовое управление администрации Приморского края и Финансовое управление администрации г. Находка.
Решением от 18.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.10.2003, требования истца удовлетворены, 110856,44 руб. взыскано с администрации Приморского края за счет средств казны субъекта, не исполнившего обязательств, предусмотренных ФЗ "О ветеранах" по финансированию расходов на реализацию этого закона в бюджет муниципального образования г. Находка в полном объеме для расчетов последнего с организациями, оказывающими услуги, с учетом установленных льгот, на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
Администрация Приморского края, не согласившись с решением и постановлением суда, в своей кассационной жалобе просит их отменить, как принятые с нарушением норм материального права.
При этом заявитель ссылается на неправильное применение судом пункта 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающего целевое финансирование из федерального бюджета расходов на реализацию установленных законом льгот гражданам в бюджеты субъектов федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Ливадия ЖКХ" за счет собственных средств в 2002 году в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора, заключенного с Управлением социальной защиты населения администрации г. Находка, предоставило ветеранам, имеющим право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.
В связи с чем, у истца возникли убытки в сумме 110856, 44 руб., которые ему из бюджета не возмещены, поэтому он обратился с иском в суд.
Как установлено судом, Постановлением Губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 187 утвержден порядок возмещения расходов, связанных с реализацией ветеранам льгот, в соответствии с ФЗ "О ветеранах". Статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174 в составе расходов бюджета Приморского края утверждены финансовые средства для передачи муниципальным образованиям на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", в том числе, и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252866 тыс. руб., из них УСЗН Администрации г. Находка в сумме 100000 руб. Названные средства перечислены энергоснабжающим организациям.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" следует читать как "26.11.2001"
Статья 132 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон от 28.08.1995 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусматривают, что при передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий последние должны обеспечиваться материальными и финансовыми средствами для их осуществления. Судом установлено, что денежные средства, переданные из бюджета Приморского края, не удовлетворили потребность муниципального образования по возмещению расходов лицам, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам, поэтому администрация г. Находка правомерно освобождена от ответственности.
Вместе с тем, суд необоснованно взыскал убытки истца за счет средств казны Приморского края, отклонив при этом доводы Департамента финансов администрации Приморского края об отсутствии финансирования рассматриваемых расходов из федерального бюджета, в связи со следующим.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О ветеранах" следует читать как "12.01.1995"
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
В связи с указанным, для правильного разрешения спора, суду надлежало исследовать и дать оценку состоянию финансирования Приморского края из федерального бюджета на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ФЗ "О ветеранах", в 2002 году, для чего рассмотреть вопрос о необходимости привлечения Российской Федерации, в лице Министерства Финансов РФ, к участию в деле, в качестве ответчика.
Таким образом, Арбитражным судом приняты судебные акты при недостаточном исследовании обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.07.2003, постановление от 15.10.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5360/03 7-168 отменить.
Материалы дела направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 января 2004 г. N Ф03-А51/03-1/3586
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании