Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 января 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3393
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока: Вялкова Е.С. - главный специалист юротдела по доверенности N 1014 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока на решение от 11.08.2003 по делу N А51-6000/2003 24-245 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Ш.А., г. Владивосток, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2003 N 778
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось.
Предприниматель осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица, Ш.А. (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2003 N 778 Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району города Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам) по делу об административном правонарушении.
Решением суда от 11.08.2003 требования заявителя удовлетворены в полном объеме. Судебное решение мотивировано тем, что, осуществляя торговлю продовольственными товарами на территории крытого рынка, предприниматель правомерно осуществлял денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины на основании подпункта "е" пункта 2 Перечня отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые в силу специфики своей деятельности, либо особенностей места нахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного Постановлением Совета Министров РФ от 30.07.1993 N 745 (далее - Перечень). Кроме того, этим же решением в соответствии со статьей 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взысканы судебные издержки в сумме 3000 рублей, понесенные предпринимателем, в виде расходов за оказанную ему юридическую помощь.
В апелляционной инстанции решение не проверялось.
Правильность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит решение отменить, как принятое с нарушением норм материального права. Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем налогового органа, сводятся к тому, что торговое место, с которого осуществлялась реализация продукции, не отвечает требованиям подпункта "е" пункта 2 Перечня.
Отзыв на жалобу предпринимателем не представлен.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа оснований для отмены решения не установил.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам 27.03.2003 проведена проверка соблюдения предпринимателем (свидетельство о госрегистрации от 01.06.1999 серия ФР N 197) положений Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1) при осуществлении им торговли продовольственными товарами в отделе мясных продуктов в крытом Первореченском рынке (ОАО "Сельхозрынок"), расположенном по ул. Острякова, 13 в городе Владивостоке. По результатам проверки составлены акт проверки N 000388 от 27.03.2003 и протокол об административном правонарушении N 000201 от 31.03.2003, которыми зафиксировано, что при продаже пачки пельменей на сумму 28 рублей контрольно-кассовая машина не применялась и на данном торговом месте отсутствует. На основании протокола и акта налоговым органом 15.04.2003 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 778, согласно которому на предпринимателя наложен штраф в 40-кратном размере минимальной оплаты труда в сумме 4000 руб., предусмотренный статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с указанной правовой нормой объективную сторону состава данного правонарушения образует продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг в организациях торговли, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Не согласившись с названным выше постановлением, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, полагая, что не должен был применять контрольно-кассовую машину.
Судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено оспариваемое постановление налогового органа, поскольку суд пришел к выводу о наличии у предпринимателя права не применять контрольно-кассовую машину при осуществлении денежных расчетов с населением. При этом суд сослался в качестве обоснования своих выводов на Закон РФ от 18.06.1993 N 5215-1, статьей 1 которого предусмотрено, что при осуществлении торговых операций или оказании услуг денежные расчеты с населением производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовой машины, Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с последующими изменениями), утвердившее вышеупомянутый Перечень.
Согласно подпункту "е" пункта 2 данного Перечня, предприятия (индивидуальные предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины при осуществлении торговли в том числе на рынках, на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест, а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами. Следовательно, при осуществлении торговли продовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений предприятия (предприниматели) вправе не применять контрольно-кассовые машины.
Обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что предприниматель осуществлял торговлю продовольственными товарами в крытом рынке с открытого стационарного прилавка, что является основанием, согласно подпункту "е" пункта 2 Перечня, для неприменения контрольно-кассовой машины.
Инспекцией по налогам и сборам не представлено доказательств, подтверждающих позицию налогового органа об осуществлении предпринимателем торговли из магазина, павильона, киоска, палатки и иных аналогичных помещений, упомянутых в Перечне, исключающих возможность неприменения предпринимателем контрольно-кассовой машины.
Доводы заявителя жалобы заключаются в том, что судом не дана оценка тому факту, что крытый рынок является, по сути, большим магазином, а торговое место предпринимателя, расположенное на территории ОАО "Сельхозрынок", обустроено холодильными камерами и холодильными прилавками, обеспечивающими показ и сохранность товара. Отсюда применение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов обязательно.
Утверждения заявителя исследовались судом кассационной инстанции, но отклонены, как необоснованные.
На основе анализа материалов проверки суд первой инстанции пришел к выводу, что в рассматриваемом случае торговое место подпадает к перечисленным в подпункте "е" пункта 2 Перечня условиям о неприменении контрольно-кассовых машин и дал оценку этому обстоятельству.
Доводы кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда оценке доказательств, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных решений, так как они не свидетельствуют о несоответствии выводов арбитражного суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Принимая во внимание изложенное, налоговый орган неправомерно привлек предпринимателя к ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, в связи с чем, арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования предпринимателя о признании незаконным и отмене постановления от 15.04.2003 о назначении административного наказания, поэтому решение является законными и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.08.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-6000/2003 24-245 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3393
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании