Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 октября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/2363
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Маслов В.П., финансовый директор, паспорт N 528904 от 25.04.2002. от Министерства образования Хабаровского края - Король А.М., зам. министра по доверенности от 07.03.2002 N 68, Макеева Е.Л., заведующего сектором лицензирования по доверенности от 14.01.2003 N 81, Нижевенко В.Г., главный специалист по доверенности от 15.03.2002 N 39, Иванов В.М., представитель, удостоверение N 27/149 от 28.02.2003. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования Хабаровского края на постановление от 04.07.2003 по делу N А73-2454/2003-16 (АИ-1/582) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению негосударственной средней общеобразовательной школы "Аист" к Министерству образования Хабаровского края о признании недействительным приказа.
Изготовление постановления в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 29.10.2003.
Негосударственная средняя общеобразовательная школа "Аист" обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным приказа Министерства образования Хабаровского края о лишении ее государственной аккредитации.
Решением суда от 28.04.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд признал оспариваемый приказ соответствующим Закону РФ "Об образовании" и Приказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.05.1998 N 1327 "Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений".
Постановлением апелляционной инстанции от 04.07.2003 решение суда отменено. Оспариваемый приказ признан недействительным на том основании, что пункт 27 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (далее - Положение), на который сослался суд первой инстанции, предусматривает основания для пересмотра государственного статуса образовательного учреждения. Пересмотр государственного статуса и лишение государственной аккредитации, по мнению суда апелляционной инстанции, не равнозначные понятия. Поэтому Министерство образования в порядке пункта 27 Положения не могло лишить школу "Аист" государственной аккредитации.
Не согласившись с принятым по делу постановлением апелляционной инстанции, Министерство образования Хабаровского края подало кассационную жалобу, в которой просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции пункта 27 Положения. Государственная аккредитация, утверждает податель жалобы, - это процедура признания государством государственного статуса общеобразовательного учреждения. Государственный статус общеобразовательного учреждения устанавливается при государственной аккредитации и пункт 27 Положения предусматривает основания для его пересмотра путем лишения образовательного учреждения государственной аккредитации.
В судебном заседании представители министерства поддержали доводы и требования кассационной жалобы.
НСОШ "Аист" просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей министерства и школы "Аист", кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства образования Хабаровского края N 171 от 04.03.2003 "О лишении государственной аккредитации некоммерческой организации в форме некоммерческого партнерства негосударственной средней общеобразовательной школы "Аист" города Хабаровска" указанная школа лишена государственной аккредитации в связи с невыполнением требований государственных образовательных стандартов в части полноты реализации основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, укомплектованности педагогическими работниками.
Оспаривая данный приказ, школа "Аист" считает его не соответстствующим пункту 23 статьи 33, пункту 4 статье 38 Федерального закона "Об образовании" предусмотревших, что лишение государственной аккредитации может быть произведено только по результатам аттестации, либо повторной в течение 2 лет рекламации на качество образования. Поскольку аттестация школы не проводилась, рекламация на качество образования не направлялась, оснований для лишения школы аккредитации не имелось.
Порядок государственной аккредитации образовательных учреждений установлен Положением о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденных Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации N 1327 от 22.05.1998, принятым в соответствии с Законом РФ "Об образовании" (в редакции Приказа N 2439 от 11.08.2000).
Согласно пункту 18 названного Положения, государственная аккредитация проводится, в частности, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Основания для пересмотра государственного статуса образовательного учреждения и проведения повторной государственной аккредитации установлены пунктом 27 Положения. Одним из таких оснований является представление органа, проводящего лицензирование, о несоответствии условий осуществления образовательного процесса в образовательном учреждении, предъявляемым к ним государственным и местным требованиям.
Проверяя правомерность лишения школы "Аист" государственной аккредитации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пункт 27 Положения не подлежит применению при рассмотрении данного спора, так как пересмотр государственного статуса и лишение государственной аккредитации не равнозначные понятия.
Между тем понятие государственной аккредитации содержится в пункте 17 Положения. В силу названной нормы государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения. Таким образом, пересмотр государственного статуса производится только путем проведения повторной государственной аккредитации. Основания для повторной государственной аккредитации возникают при ее лишении. Следовательно, вывод апелляционной инстанции о том, что пункт 27 Положения не подлежит применению по данному делу не основан на действующем законодательстве.
Однако учитывая, что при рассмотрении апелляционной жалобы судом не исследовались и не оценивались нарушения, допущенные школой "Аист" и послужившие основанием для издания оспариваемого приказа, а также доводы школы о соответствии названного акта Закону РФ "Об образовании", Постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, дело направлению на новое рассмотрение.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 04.07.2003 по делу N А73-2454/2003-16 Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 октября 2003 г. N Ф03-А73/03-2/2363
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании