Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1681
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Министерство финансов РФ: Леоньтьева Н.Ю. - представитель по доверенности б/н от 10.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 27.01.2003, постановление от 23.04.2003 по делу N А73-8049/2002-10 (АИ-1/232) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала "Комсомольские тепловые сети" к Министерству финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов Хабаровского края, Администрации г. Амурска с Амурским районом, Финансовому отделу администрации г. Амурска с Амурским районом о взыскании 14648715 рублей 95 копеек.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 25.07.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о взыскании с Министерства финансов РФ, в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерства финансов Хабаровского края, Администрации г. Амурска и Амурского района, Финансового отдела администрации г. Амурска и Амурского района убытков, образовавшихся в связи с предоставлением населению субсидий в 2001 году и первом полугодии 2002 года по оплате за потребленную тепловую энергию в сумме 14648715 рублей 95 копеек.
В связи с полным возмещением ответчиком - Финотделом администрации г. Амурска и Амурского района выпадающих доходов за предоставленные субсидии в первом полугодии 2002 года до вынесения решения, истец уменьшил сумму иска до 8215186 рублей 87 копеек.
Решением от 27.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2003, исковые требования полностью удовлетворены за счет средств казны Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку бюджет Хабаровского края не обеспечил муниципальное образование г. Амурска и Амурского района финансовыми средствами для возмещения расходов, связанных с предоставлением населению субсидий по оплате тепловой энергии, то спорная сумма подлежит взысканию с казны Хабаровского края.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края, которое полагает решение от 27.01.2003 и постановление от 23.04.2003 отменить, в иске за счет казны Хабаровского края отказать. Заявитель кассационной жалобы ссылается на Закон РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", не предусматривающий обязанности финансирования субсидий за счет бюджетов субъектов РФ.
Также полагает, что поскольку целевые средства на предоставление субсидий по оплате гражданам в федеральном бюджете не предусмотрены и не поступали в бюджет края в 2001 году, в первом полугодии 2002 года, то вины органа государственной власти Хабаровского края в причинении истцу убытков нет.
Кроме того, материалы дела свидетельствуют, что возмещение расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в рамках принятых на себя обязательств, не осуществляли органы местного самоуправления г. Амурска и Амурского района, так как порядок финансирования по возмещению выпадающих доходов от предоставления населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг установлен решением муниципального образования г. Амурска и Амурского района о бюджете на соответствующий год. Из предусмотренных на жилищные субсидии 1000,0 тыс. рублей исполнено 931,0 тыс. рублей, при этом ОАО "Хабаровскэнерго" возмещение не производилось, что подтверждается объяснительной запиской к годовому отчету об исполнении бюджета Амурского района за 2001 год по разделу жилищно-коммунальное хозяйство.
Заявитель также ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что муниципальное образование г. Амурска и Амурского района обращалось к органам государственной власти Хабаровского края за финансовой помощью ввиду недостаточности или отсутствия денежных средств, необходимых на указанные цели.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО "Хабаровскэнерго" и Минфина РФ доводы жалобы отклонили и просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не приняли.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав в заседании представителей сторон, проверив материалы дела Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований к отмене или изменению обжалуемых судебных актов.
Как установлено из материалов дела, истец в 2001 году, первом полугодии 2002 года предоставлял гражданам в порядке, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации N 887 от 02.08.1999 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", субсидии на оплату электроэнергии.
В связи с компенсацией не в полном объеме данных расходов ответчиками, ОАО "Хабаровскэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Арбитражный суд Хабаровского края, удовлетворяя исковые требования истца, обоснованно взыскал спорную сумму с казны Хабаровского края.
В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" органы государственного управления, местная Администрация предоставляют субсидии гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. При этом закон прямо указывает, что источники финансирования указанных субсидий определяются законодательством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 02.08.1999 N 887 утвердило положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", согласно пункту 6 которого субсидии устанавливаются (рассчитываются) организацией, уполномоченной на то органом местного самоуправления, а порядок выделения средств, направляемых на предоставление субсидий, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Кроме того, п. 6 вышеуказанного Постановления Правительства РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано при формировании расходных статей бюджетов соответствующего уровня выделение средств на компенсацию затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ решение вопросов, относящихся к сфере социальной защиты населения, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.
А статья 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает совместное финансирование мероприятий социальной защиты населения как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, пунктом 3.1 которой предусмотрено финансирование расходов на обеспечение социальной защиты населения в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
Исходя из этого, доводы заявителя кассационной жалобы о том, что при отсутствии целевого финансирования из федерального бюджета на компенсацию расходов от предоставления субсидий гражданам он не должен нести бремя возмещения истцу указанных расходов, противоречит указанному выше законодательству, регулирующему правоотношения сторон.
Во исполнение вышеназванного Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 Главой Администрации Хабаровского края издано Постановление N 150 от 03.05.2000 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", где источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Судами обеих инстанций установлено, что из краевого бюджета в бюджет муниципального образования - Администрации г. Амурска и Амурской области за спорный период денежные средства на финансирование субсидий не поступали.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению гражданам субсидий за потребленную в 2001 году электроэнергию за счет казны Хабаровского края.
Доводы ответчика, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в Арбитражном суде Хабаровского края, им дана надлежащая правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.01.2003, постановление апелляционной инстанции от 23.04.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8049/2002-10 (АИ-1/232) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"А статья 85 Бюджетного кодекса РФ предусматривает совместное финансирование мероприятий социальной защиты населения как за счет средств федерального бюджета, так и за счет бюджетов субъектов РФ.
Кроме этого, Постановлением Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, пунктом 3.1 которой предусмотрено финансирование расходов на обеспечение социальной защиты населения в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.
...
Во исполнение вышеназванного Постановления Правительства РФ N 887 от 02.08.1999 Главой Администрации Хабаровского края издано Постановление N 150 от 03.05.2000 "О порядке реализации федерального и краевого законодательства по социальной защите пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми на территории Хабаровского края", где источником финансирования расходов на предоставление субсидий по оплате коммунальных услуг определены бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1681
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании