Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 декабря 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2989
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя К.С.Д. на постановление от 28.08.2003 по делу N А59-1908/03-С13 арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению индивидуального предпринимателя К.С.Д. к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области о признании незаконным и подлежащим отмене постановления от 18.06.2003 N 136.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось.
Предприниматель К.С.Д., осуществляющая свою деятельность без образования юридического лица, (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области (далее - инспекция по налогам и сборам) от 18.06.2003 N 136, которым заявитель привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа за совершение административного правонарушения, выразившегося в неприменении контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Решением суда от 14.07.2003 заявленные требования предпринимателя удовлетворены на том основании, что в ее действиях отсутствует вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением апелляционной инстанции от 28.08.2003, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт неприменения предпринимателем контрольно-кассовой машины при реализации товара доказан и действия заявителя образуют состав административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность, установленная статьей 14.5 КоАП РФ, в связи с чем оспариваемое постановление налогового органа признано соответствующим закону.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе предпринимателя, которая просит постановление апелляционной инстанций отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, а решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что проверка проводилась инспекцией по налогам и сборам с нарушением положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ. Кроме того, судом не принято во внимание, что контрольно-кассовая машина не применялась продавцом и факт неприменения ККМ предпринимателем не доказан административным органом, в связи с чем предприниматель не является субъектом административного правонарушения, поскольку в ее действиях отсутствует вина.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что согласно поручению от 05.06.2003 N 6501/85 инспекцией по налогам и сборам проведена проверка соблюдения предпринимателем К.С.Д. требований Закона РФ от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон о ККМ). В ходе проверки магазина "У Дарьи", принадлежащего предпринимателю и расположенного на территории микро-рынка магазина "Океан" по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 131, установлен факт реализации промышленных товаров без применения контрольно-кассовой машины, что нашло отражение в акте от 10.06.2003 N 6501/722 и зафиксировано в протоколе об административном правонарушении от 11.06.2003 N 136.
По результатам проверки инспекцией по налогам и сборам 18.06.2003 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 136 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ, в соответствии с которой на нарушителя наложено административное наказание в виде штрафа в размере 400 минимальных размеров оплаты труда в сумме 4000 рублей.
Не согласившись с ненормативным актом инспекции по налогам и сборам, предприниматель оспорила его в арбитражный суд.
Апелляционная инстанция, проверяя на соответствие закону постановление налогового органа, руководствуясь нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях, пришла к правильному выводу о наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за совершение административного правонарушения. При этом вывод судебной инстанцией сделан с учетом степени вины предпринимателя в совершенном правонарушении.
Статьей 1 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" предусмотрено, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) с обязательным применением контрольно-кассовых машин, а ответственность за несоблюдение требований данной нормы права установлена статьей 14.5 КоАП РФ в виде применения административного штрафа.
В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ, продажа товаров организациями торговли без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, в соответствии с пунктом 7 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 (с изменениями и дополнениями), применению подлежат контрольно-кассовые машины, допущенные к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам и включенные комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.
Вывод апелляционной инстанции о том, что инспекцией по налогам и сборам обоснованно подвергнут штрафу предприниматель, основан на имеющихся в материалах дела доказательствах, оцененных судом в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Факт продажи товара работником предпринимателя без применения контрольно-кассовой машины подтверждается актом проверки выполнения Закона о ККМ от 10.06.2003, протоколом от 11.06.2003. В этой связи довод заявителя жалобы о том, что налоговым органом незаконно вынесено оспариваемое постановление об административном правонарушении, является несостоятельным по изложенным выше основаниям.
Доводы предпринимателя относительно неправомерности проведенной проверки были предметом рассмотрения арбитражного суда, им дана объективная оценка, основанная на доказательствах, представленных сторонами, и правильном применении норм закона.
Не могут быть приняты во внимание доводы заявителя жалобы о нарушении налоговым органом Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" по следующим основаниям. Правоотношения, вытекающие из осуществления денежных расчетов с населением с обязательным применением контрольно-кассовых машин, регулируются специальным законодательным актом - Законом Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Статья 6 настоящего Закона обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях. А поскольку этим Законом не предусмотрены специальные требования к форме и порядку составления документа, фиксирующего совершение правонарушения, то налоговым органом факт нарушения зафиксирован в соответствующем акте, который отвечает требованиям административно-процессуального законодательства, в связи с тем, что спорные отношения носят административный характер.
В этой связи в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом апелляционной инстанции при принятии судебного акта.
На основе полного и всестороннего исследования и оценки доказательств, представленных сторонами, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод об установлении факта правонарушения и наличии оснований для привлечения предпринимателя к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением, в связи с чем суд кассационной инстанции считает принятые по делу судебные акты законными и не подлежащими отмене.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 28.08.2003 по делу N А59-1908/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 декабря 2003 г. N Ф03-А59/03-2/2989
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании