Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1362
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МУМП жилищно-коммунального хозяйства п. Эльбан-Барахтенко Г.С., представитель по доверенности б/н от 17.06.2003 от Отделения пенсионного фонда РФ по Хабаровскому краю - Буранов А.Р., представитель по доверенности N 09-2252 от 22.04.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение от 03.02.2003, постановление от 25.03.2003 по делу N А73-9525/2002-20 (АИ-1/235) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Муниципального унитарного многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства пос. Эльбан к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании недействительным решения N 78 от 21.12.2000 в части взыскания пени в сумме 9749861 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления откладывалось до 21.06.2003.
Муниципальное унитарное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства пос. Эльбан (далее - предприятие ЖКХ) обратилось с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований, о признании недействительным решения N 78 от 21.12.2000 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Хабаровскому краю (далее - отделение ПФР) в части взыскания пени в сумме 11299109 руб.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции 25.03.2003, - заявленные требования удовлетворены со ссылкой на то, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.1998 N 147-ФЗ в редакции Федерального закона от 9.07.1999 N 155-ФЗ (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) суммы пеней, начисленные по состоянию на 01.01.1999, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное настоящей частью ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Указанный Закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ вступил в законную силу 18.08.1999, то есть ограничение подлежащих взысканию пени размером недоимки действовало с 01.01.1999 по 18.08.1999. Материалами дела подтверждается, что по состоянию на 01.01.1999 недоимка предприятия ЖКХ по уплате страховых взносов в ПФР составила 8054961 руб., начислены пени в сумме 16915862 руб. С 01.01.1999 по 01.08.1999 начислено взносов в сумме 1154761 руб. и пени 3587749 руб., с учетом частичной уплаты взносов в сумме 5 220 руб., недоимка составила - 1149541 руб. Всего недоимка по страховым взносам за период с 01.01.1999 по 01.08.1999 составила - 9204502 руб., а пени - 20503611 руб., то есть излишне начислены пени в сумме 11299109 руб. (20503611 - 9204502 руб.), поэтому оспариваемое решение отделения ПФР в данной части следует признать недействительным, как противоречащее вышеназванному Федеральному закону N 147-ФЗ от 31.07.1998.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе отделения ПФР, которое, сославшись на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В частности, заявитель жалобы указывает на неправильное применение судом к спорным правоотношениям Федерального закона N 155-ФЗ от 09.07.1999 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ). Нарушение норм процессуального права, по мнению заявителя жалобы, заключается в том, что в резолютивной части постановления неправильно указана дата решения суда первой инстанции, и не привлечена к участию в деле в качестве третьего лица Инспекция МНС РФ по г. Амурску и Амурскому району, поскольку с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды осуществляют налоговые органы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель отделения ПФР доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Истец отзыв на жалобу не представил, но его представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела усматривается, что 21.12.2000 отделением ПФР принято решение N 78 о взыскании с Эльбанского предприятия ЖКХ задолженности по страховым взносам и пени, всего в сумме 37242097 руб. за счет имущества организации-должника. Предприятие ЖКХ не согласилось с данным решением в части взыскания пени в сумме 11299109 руб. и оспорило его в этой части в судебном порядке.
Арбитражным судом обеих инстанций правомерно удовлетворены заявленные требования.
В соответствии со статьей 75 НК РФ, действующей в редакции с 1.01.1999 по 18.08.1999, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Во всех случаях сумма пеней не может превышать неуплаченной суммы налога.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что по состоянию на 01.08.1999 недоимка истца по уплате страховых взносов составила 9204502 руб., а пени начислены в сумме 20503611 руб., то есть, с учетом действующих до 18.08.1999 ограничений по размеру взыскиваемых пени, излишне начислены пени в сумме 11299109 руб.
Часть пятая статьи 8 Федерального закона N 147-ФЗ (в редакции Федерального закона N 155-ФЗ от 09.07.1999) устанавливает, что суммы пеней, начисленные по состоянию на 1 января 1999 года, но не взысканные с налогоплательщиков (плательщиков сборов) к моменту введения в действие части первой Кодекса, взыскиваются с налогоплательщиков (плательщиков сборов) в размерах, начисленных на 1 января 1999 года, но не более неуплаченной суммы налога (сбора). Указанное настоящей частью ограничение на суммы взыскиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (который вступил в силу 18.08.1999).
Ссылка заявителя жалобы о неправильном применении к спорным правоотношениям Федерального закона N 155-ФЗ, поскольку органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых правоотношений после 18 августа 1999 года, является ошибочным, так как Федеральный закон N 155-ФЗ является законом прямого действия и не содержит указаний о том, что ограничения на суммы взыскиваемых пеней с плательщиков сборов в период с 01.01.1999 по 18.08.1999 действуют в том случае, если органы государственных внебюджетных фондов являются участниками налоговых правоотношений.
Невступление в силу на момент возникновения спорных правоотношений статьи 13 НК РФ также не является препятствием для распространения на органы государственных внебюджетных фондов действия Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому арбитражным судом правомерно признано оспариваемое решение отделения ПФР в части взыскания пени в сумме 11299109 руб. недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов.
Неправильное указание в резолютивной части мотивированного постановления апелляционной инстанции даты решения суда первой инстанции (вместо даты - 03.02.2003 указана дата 21.01.2003) является опечаткой, которая подлежит исправлению в соответствии с требованиями части 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Привлечение к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса РФ осуществляется по инициативе самого третьего лица, по ходатайству стороны или по инициативе суда. Сведения о том, что такие ходатайства заявлялись, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.02.2003, постановление апелляционной инстанции от 25.03.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-9525/2002-20 (АИ-1/235) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы о неправильном применении к спорным правоотношениям Федерального закона N 155-ФЗ, поскольку органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам налоговых правоотношений после 18 августа 1999 года, является ошибочным, так как Федеральный закон N 155-ФЗ является законом прямого действия и не содержит указаний о том, что ограничения на суммы взыскиваемых пеней с плательщиков сборов в период с 01.01.1999 по 18.08.1999 действуют в том случае, если органы государственных внебюджетных фондов являются участниками налоговых правоотношений.
Невступление в силу на момент возникновения спорных правоотношений статьи 13 НК РФ также не является препятствием для распространения на органы государственных внебюджетных фондов действия Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому арбитражным судом правомерно признано оспариваемое решение отделения ПФР в части взыскания пени в сумме 11299109 руб. недействительным, и у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятых судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июня 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1362
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании