Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 сентября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2409
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 января 2008 г. N Ф03-А51/07-1/6107
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Юрченко Н.С. - юрисконсульт по доверенности N ДВЭУК-71/197Д от 07.02.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации г. Владивостока на решение от 21.04.2003, постановление от 18.06.2003 по делу N А51-10541/02 27-385 Арбитражного суда Приморского края, по иску ОАО "Дальэнерго" в лице отделения "Теплосбыт" Дальэнергосбыта к медицинскому вытрезвителю N 2 Первореченского района г. Владивостока о взыскании 373848 руб. 46 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 29.09.2003.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице отделения "Теплосбыт" Дальэнергосбыта (далее - ОАО "Дальэнерго") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к медицинскому вытрезвителю N 2 Первореченского района г. Владивостока о взыскании 373848 рублей 46 копеек неосновательного обогащения, связанного с потреблением ответчиком в период с 01.07.1997 по 31.12.2001 тепловой энергии, 2189 руб. 44 коп. - процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
Определениями суда от 10.11.2002 и от 13.01.2003 к участию в деле в качестве других ответчиков привлечены Финансовое управление Администрации г. Владивостока, Департамент финансов Администрации Приморского края и Администрация г. Владивостока.
До принятия решения истец уточнил исковые требования в части взыскания 373848 руб. 46 коп., определив спорную сумму как задолженность Администрации г. Владивостока по оплате тепловой энергии. От иска к медицинскому вытрезвителю N 2 Первореченского района г. Владивостока, Финансовому управлению Администрации г. Владивостока, Департаменту финансов администрации Приморского края ОАО "Дальэнерго" отказалось.
Решением от 21.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.06.2003, исковые требования удовлетворения частично. Задолженность, в отношении которой возник спор, присуждена ко взысканию с Администрации г. Владивостока в сумме 240187 руб. 41 коп., в остальной части иска, в том числе во взыскании процентов, отказано. Производство по делу в отношении других ответчиков прекращено на основании п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ. Удовлетворяя требования истца, арбитражный суд исходил из того, что задолженность медвытрезвителя перед истцом образовалась в период, когда обязанность его финансирования в силу ст. 35 Закона РФ "О милиции". Постановления Правительства РФ от 07.12.2000 N 926 и Законов Приморского края о краевом бюджете на 1999-2001 годы была возложена на органы местного самоуправления.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация г. Владивостока подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. В обоснование жалобы заявитель, ссылаясь на ст. 9 Закона РФ "О милиции", указывает на то, что принимая Законы Приморского края о бюджетах, в том числе на 1999-2001 годы, соответствующие органы не компенсировали расходы, связанные с финансированием медицинских вытрезвителей.
Кроме того, по мнению администрации, судом рассмотрено дело без учета того, что порядок распределения и закрепления расходов финансирования правоохранительной деятельности, который должен быть установлен согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ, Администрацией Приморского края не определен.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация Приморского края возражает против ее удовлетворения, указывая на правильное применение судом норм материального права и, в частности, бюджетного законодательства.
Отзывы на жалобу от других лиц, участвующих в деле, не поступили.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ОАО "Дальэнерго", не согласившись с доводами заявителя, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представители иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Проверив законность обжалованных судебных актов. Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не находит оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, к их отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО "Дальэнерго" в спорный период отпускало тепловую энергию на объект жилого фонда - дом N 50 по проспекту 100 лет Владивостоку, в котором медицинский вытрезвитель N 2 Первореченского района занимает нежилое помещение.
Энергоснабжение медвытрезвителя осуществлялось при отсутствии оформленных договором отношений с истцом - энергоснабжающей организацией.
По выставленным им счетам-фактурам и платежным требованиям расчеты за отпущенную медицинскому вытрезвителю энергию в горячей воде не были произведены, что послужило основанием для обращения ОАО "Дальэнерго" с иском по настоящему делу.
Как усматривается из материалов дела, средства на финансирование расходов, связанных с потреблением тепловой энергии медицинскими вытрезвителями, из местного бюджета в рассматриваемый период не поступали, тогда как обязанность такого финансирования, как установлено арбитражными судами при рассмотрении дела, была возложена на органы местного самоуправления.
Данный вывод суда основан на представленных в деле документах и соответствует закону.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2000 N 926 на основании ст. 9 Закона РФ "О милиции" утверждена структура милиции общественной безопасности, в которую входят медицинские вытрезвители при органах внутренних дел.
Финансирование медвытрезвителей за счет средств федерального бюджета названным Постановлением не предусмотрено.
Источниками финансирования милиции помимо указанного выше согласно ст. 35 Закона РФ "О милиции" являются средства бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и иные поступления в соответствии законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Обеспечение технической эксплуатации, в том числе отопление и освещение, служебных помещений милиции осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 36 Закона РФ "О милиции").
Расходы на материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности, в частности медицинских вытрезвителей, исходя из норм Бюджетного кодекса РФ, не являются финансируемыми исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов и эти вопросы относятся к их совместному ведению.
В силу ст. 85 БК РФ порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного финансируемых из указанных бюджетов, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" от 07.06.1999 N 51-КЗ, "О краевом бюджете на 2000 год" от 14.06.2000 N 94-КЗ, "О краевом бюджете на 2001 год" от 20.04.2001 N 135-КЗ между субъектом РФ - Приморским краем и муниципальными образованиями края разграничены расходы их бюджетов на содержание милиции общественной безопасности. Также расходы на содержание медицинских вытрезвителей отнесены к бюджетам муниципальных образований.
Установив данный факт, арбитражный суд признал орган местного самоуправления - Администрацию г. Владивостока, обеспечивающей исполнение местного бюджета, стороной обязанной финансировать расходы, связанные с энергоснабжением медвытрезвителя N 2 Первореченского района г. Владивостока.
Поскольку средства для оплаты таких расходов от ответчика не поступали, суд с учетом характера возникших между сторонами взаимоотношений пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с него задолженности в сумме 240187 руб. 41 коп. в соответствии со ст.ст. 309, 544 ГК РФ. Обоснованность присужденной суммы подтверждается материалами дела.
Что касается судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании долга за период с июля 1997 по сентябрь 1999 ввиду пропуска истцом срока исковой давности, о применении которого заявила Администрация г. Владивостока, а также о взыскании процентов, в отношении которых возник спорт, и прекращения производства по делу в отношении других ответчиков, то их правильность в указанной части сторонами не оспаривается.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебными инстанциями обсуждались и обоснованно не приняты во внимание.
Ссылка заявителя на то, что Законами Приморского края о бюджетах на 1999-2001 года не были определены и выделены муниципальному образованию соответствующие компенсации, не основана на действующем законодательстве о бюджетном регулировании по уровням бюджетов.
Отсутствие определенного администрацией Приморского края порядка согласования распределения и закрепления совместно финансируемых расходов с учетом установленных судом по делу обстоятельств не освобождало Администрацию г. Владивостока от обязанности финансирования расходов, относящихся к бюджету муниципального образования.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела арбитражным судом не допущено, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 21.04.2003, постановление от 18.06.2003 по делу N А51-10541/02 27-385 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу ст. 85 БК РФ порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного финансируемых из указанных бюджетов, определяется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законами Приморского края "О краевом бюджете на 1999 год" от 07.06.1999 N 51-КЗ, "О краевом бюджете на 2000 год" от 14.06.2000 N 94-КЗ, "О краевом бюджете на 2001 год" от 20.04.2001 N 135-КЗ между субъектом РФ - Приморским краем и муниципальными образованиями края разграничены расходы их бюджетов на содержание милиции общественной безопасности. Также расходы на содержание медицинских вытрезвителей отнесены к бюджетам муниципальных образований.
...
Поскольку средства для оплаты таких расходов от ответчика не поступали, суд с учетом характера возникших между сторонами взаимоотношений пришел к правильному выводу о наличии оснований для взыскания с него задолженности в сумме 240187 руб. 41 коп. в соответствии со ст.ст. 309, 544 ГК РФ. Обоснованность присужденной суммы подтверждается материалами дела."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 сентября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2409
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании