Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 сентября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2022
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Лазарева Т.Д., адвокат, доверенность б/н от 17.02.2003 от ответчика: Сафронов А.Н., юрисконсульт, доверенность N 35-с от 25.08.2003, Агафонова Ю.М., начальник юридического отдела, доверенность N 6-с от 22.04.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Римско" на постановление от 23.04.2003 по делу N А51-5048/02 12-175 Арбитражного суда Приморского края, по иску общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Римско" к открытому акционерному обществу "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт", третье лицо: ЗАО "Римско" о взыскании 698438,11 руб. неосновательного обогащения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление в полном объеме Постановления арбитражного суда кассационной инстанции откладывалось до 09.09.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Римско" (далее - судоходная компания) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к открытому акционерному обществу "Находкинский нефтеналивной морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании на основании статей 12, 1102 ГК РФ 698438,11 руб. излишне уплаченных портовых сборов.
Решением арбитражного суда от 12.03.2003 иск удовлетворен в сумме 502345,46 руб. В остальной части в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.04.2003 решение отменено, в иске отказано.
При этом апелляционная инстанция исходила из того, что порт правильно начислил сборы за обслуживание судов истца как за рейсы загранплавания, принимая во внимание коносаменты на перевозимые грузы.
В кассационной жалобе судоходная компания настаивает на отмене постановления апелляционной инстанции как несоответствующего нормам материального и процессуального права.
В обоснование своей правовой позиции заявителем жалобы приведены доводы о том, что суд в нарушение п. 8 ст. 75 АПК РФ положил в основу судебного акта доказательства, не представленные в подлиннике и не заверенные надлежащим образом в качестве копий.
Считает, что апелляционной инстанцией неправильно применены положения п. 3.3.1., 3.3.5. Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ, п. 1.7. Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ, ст.ст. 142, 145 КТМ РФ.
По мнению заявителя жалобы, основным критерием для отнесения рейса судна к рейсу загранплавания является выполнение погрузочно-разгрузочных работ в иностранном порту.
Полагает, что суд не дал оценки обязательным распоряжениям фрахтователя по спорным рейсам, которые в силу ст. 206 КТМ РФ обязательны для экипажа судна.
В отзыве на кассационную жалобу порт изложил возражения по ее доводам, считает, что постановление соответствует нормам материального и процессуального права и оснований к его отмене не имеется.
В судебном заседании кассационной инстанции представители истца и ответчика поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Проверив законность обжалуемого постановления, с учетом доводов кассационной жалобы и отзыва на нее, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований к его отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования представленных в деле доказательств, правоотношения сторон основаны на заключенных сторонами 01.01.1998 и 08.09.2000 агентских договорах, по которым порт (агент) обязался по поручению истца (судовладельца) осуществлять агентское обслуживание заходящих в порт Находка судов с предоставлением услуг, в том числе по взиманию различных обязательных к уплате сборов, а судоходная компания обязалась оплачивать агенту оказанные услуги и сборы на основании дисбурсментских счетов, выставленных к оплате портом.
В период с сентября 1999 по январь 2001 года порт произвел обслуживание судов, агентом которых являлась судоходная компания: танкера "Усть-Кан", танкера "Океанфлот", танкера "Исса", танкера "Василий Клименко", танкера "Диокл".
За оказанные услуги порт выставил к оплате дисбурсментские счета N 975 от 21.09.1999 на сумму 257439 руб., N 20 от 06.01.2000 на сумму 166450,84 руб., N 396 от 29.03.2000 на сумму 599414,73 руб., N 1214 от 08.09.2000 на сумму 220963,12 руб., N 77 от 18.01.2001 на сумму 181194,74 руб., руководствуясь при этом тарифами портовых сборов, установленными "Ставками сборов с судов в морских торговых РФ" как для рейсов загранплавания, а судоходная компания, в свою очередь, произвела их оплату в полном объеме платежными поручениями N 950 от 13.10.1999, N 64 от 26.01.2000, N 567 от 13.04.2000, N 1479 от 26.09.2000, N 202 от 02.03.2001.
Считая, что ответчик неправомерно начислил сборы за указанные суда как за рейсы загранплавания, тогда как суда осуществляли каботажные рейсы, истец заявил в арбитражный суд настоящие требования.
В соответствии с п. 1.7. "Ставок сборов с судов в морских торговых РФ", утвержденных первым заместителем Министра экономики РФ 04.08.1995 рейсом загранплавания считается рейс, в котором судно, пришедшее в российский порт, выполняло погрузочно-разгрузочные работы в иностранном порту либо уходит для этих целей в иностранный порт. Сборы взимаются по рейсам, каким судно вошло в порт. Корабельный, канатный и лоцманский сборы при выходе судна оплачиваются по рейсу, каким судно выходит из порта.
По смыслу данной нормы предусмотрено два критерия для отнесения рейса судна к рейсу загранплавания: выполнение погрузочно-разгрузочных работ в иностранном порту до захода в российский порт; уход судна из российского порта для этих целей в иностранный порт.
Судом дано правильное толкование нормам о порядке взимания сборов в порту и отмечено, что вид рейса, а значит и цель рейса, и расчет портовых сборов осуществляется на основании данных грузовых и таможенных документов на соответствующий рейс, которыми в силу положений КТМ РФ и Таможенного кодекса Российской Федерации являются коносамент, таможенная декларация, грузовой манифест.
По смыслу статей 142, 144 КТМ РФ перевозчик обязан выдать отправителю коносамент в доказательство заключения договора морской перевозки груза, который содержит достоверные сведения о порте выгрузки груза и наименовании получателя.
Судом установлено, что коносаменты на спорные рейсы, представленные в материалах дела, содержат указание на порт выгрузки: "Один из безопасных портов Южной Кореи". Более того, все суда прошли таможенное оформление на выход в указанный в коносаментах порт выгрузки.
При таких обстоятельствах апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о правомерности действий порта по начислению портовых сборов по вышеуказанным судам как для рейсов загранплавания.
В связи с изложенным, не принимаются во внимание доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм п. 1.7. "Ставок сборов с судов в морских торговых РФ", ст.ст. 142, 145 КТМ РФ.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что по смыслу положений ст. 80 КТМ РФ, п. 1.14. "Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ" портовые сборы исчисляются портом, руководствуясь критерием ухода судна из порта для целей производства погрузочно-разгрузочных работ в иностранном порту, и уплачиваются до выхода судна из порта на основании документов, свидетельствующих о порте выгрузки перевозимого груза.
В связи с изложенным, апелляционной инстанцией правильно не принят во внимание довод истца об имевшей место переадресации груза во время рейсов в Беринговоморскую экспедицию, порт Славянка, порт Большой Камень, Охотоморскую экспедицию. Статья 206 КТМ РФ не подлежит применению к отношениям по начислению и уплате портовых сборов.
Апелляционная инстанция также обосновано опровергла вывод суда первой инстанции об изменении назначения груза по коносаменту до начала рейсов, поскольку эти обстоятельства не находят подтверждения в материалах дела.
Довод жалобы о неправильном применении положений п.п. 3.3.1, 3.3.5. Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденных Министерством морского флота СССР и Министерством рыбного хозяйства СССР 20.02.1990 не принимается кассационной инстанцией во внимание, поскольку данные нормы применяются к отношениям по получению разрешения на вывод судна из порта, но не к отношениям по начислению портовых сборов, на что также указывалось в обжалуемом постановлении.
Поскольку кассационной инстанцией не установлено обстоятельств, являющихся основанием для безусловной отмены обжалуемого судебного акта, а кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой предоставлялась отсрочка, подлежит отнесению на истца в соответствии с положениями ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 23.04.2003 по делу N А51-5048/02 12-175 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "СК "Римско" в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 5811 руб. 72 коп.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судом установлено, что коносаменты на спорные рейсы, представленные в материалах дела, содержат указание на порт выгрузки: "Один из безопасных портов Южной Кореи". Более того, все суда прошли таможенное оформление на выход в указанный в коносаментах порт выгрузки.
При таких обстоятельствах апелляционной инстанцией сделан обоснованный вывод о правомерности действий порта по начислению портовых сборов по вышеуказанным судам как для рейсов загранплавания.
В связи с изложенным, не принимаются во внимание доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм п. 1.7. "Ставок сборов с судов в морских торговых РФ", ст.ст. 142, 145 КТМ РФ.
Судом апелляционной инстанции правильно указано, что по смыслу положений ст. 80 КТМ РФ, п. 1.14. "Ставок сборов с судов в морских торговых портах РФ" портовые сборы исчисляются портом, руководствуясь критерием ухода судна из порта для целей производства погрузочно-разгрузочных работ в иностранном порту, и уплачиваются до выхода судна из порта на основании документов, свидетельствующих о порте выгрузки перевозимого груза.
В связи с изложенным, апелляционной инстанцией правильно не принят во внимание довод истца об имевшей место переадресации груза во время рейсов в Беринговоморскую экспедицию, порт Славянка, порт Большой Камень, Охотоморскую экспедицию. Статья 206 КТМ РФ не подлежит применению к отношениям по начислению и уплате портовых сборов."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 сентября 2003 г. N Ф03-А51/03-1/2022
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании