Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1649
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Амурской области на решение от 21.04.2003 по делу N А04-557/2003-1/84 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Амурской области к открытому акционерному обществу "ЗГС" о взыскании 292,01 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 21.07.2003.
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "ЗГС" штрафных санкций в сумме 292,01 рублей, в том числе 100 рублей - на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ за непредставление в установленный срок декларации по единому социальному налогу за 2001 год; 142,01 рубля - на основании п. 1 статьи 122 Кодекса за неуплату авансового платежа по единому социальному налогу за декабрь 2001 года; 50 рублей - на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2002 года.
Решением суда от 21.04.2003 требования налогового органа удовлетворены в сумме 100 рублей по мотиву обоснованности привлечения налогоплательщика к ответственности за несвоевременную подачу декларации. В остальной части требований налогового органа отказано. При этом суд указал, что в статье 122 Налогового кодекса РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае "неуплаты или неполной уплаты сумм налога", а не авансовых платежей, в связи с чем ответственность за неуплату по единому социальному налогу не может быть применена.
Отказывая в удовлетворении требований о взыскании штрафа за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2002 года, суд исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, непредставление налоговому органу сведений может быть квалифицировано как налоговое правонарушение при одновременном выполнении ряда условий, которые не были выполнены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с решением суда, инспекция по налогам и сборам обратилась с кассационной жалобой, в которой просит состоявшийся судебный акт в части отказа во взыскании штрафных санкций по пункту 1 статьи 126 Кодекса в размере 50 рублей отменить. По мнению заявителя жалобы, ОАО "ЗГС" правомерно привлечено к налоговой ответственности, поскольку налогоплательщиком не соблюдены сроки предоставления расчета по единому социальному налогу. Данная обязанность возложена на налогоплательщика и налоговому органу нет необходимости направлять специальное требование о предоставлении необходимых документов.
Стороны в надлежащем порядке извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, решениями Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 2 по Амурской области от 01.10.2002 N 09-14/41, N 09-14/42, N 09-14/44 открытое акционерное общество "ЗГС" привлечено к налоговой ответственности, в частности:
- по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, за непредставление в установленный законом срок налоговой декларации по единому социальному налогу за 2001 год в размере 100 рублей;
- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде штрафа 20% от неуплаченной суммы налога по авансовым платежам в сумме 142,01 рубля;
- по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2002 года в сумме 50 рублей.
Неуплата налогоплательщиком штрафных санкций в добровольном порядке послужила основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 243 Налогового кодекса РФ налогоплательщики представляют налоговую декларацию по единому социальному налогу не позднее 30 марта, следующего за истекшим налоговым периодом.
Между тем обстоятельства дела, установленные судом, свидетельствуют о том, что декларация по единому социальному налогу за 2001 год представлена лишь 09.09.2002.
Следовательно, налоговый орган правомерно привлек общество "ЗГС" к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в связи с чем арбитражный суд обоснованно взыскал с ответчика налоговую санкцию в размере 100 рублей.
Решение суда в указанной части обществом не обжалуется.
Отказывая в удовлетворении требований налогового органа в части взыскания штрафа в сумме 142,01 рубля, суд, исследовав представленные в деле доказательства, правильно применив нормы действующее законодательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса РФ, так как указанной нормой права предусмотрена ответственность за неуплату либо неполную уплату сумм конкретного налога, а не авансовых платежей.
В данной части судебное решение налоговым органом не обжалуется.
Признавая неправомерным привлечение ОАО "ЗГС" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу за 1 квартал 2002 года, суд исходил из того, что непредставление налоговому органу сведений может быть квалифицировано в качестве налогового правонарушения только при одновременном выполнении ряда условий:
- запрашиваемые сведения касаются налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка;
- необходим специальный запрос налогового органа, в котором содержится указание на то, какие сведения необходимо представить;
- запрашиваемые сведения должны иметь документарную форму;
- запрашиваемые документы должны быть у запрашиваемой организации.
Данный вывод суда является ошибочным.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, образует непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, что влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Судом установлено, что расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал 2002 года в налоговую инспекцию представлен обществом 16.07.2003, то есть по истечении установленного Законом срока.
При таких обстоятельствах налоговый орган, действуя в соответствии с нормами налогового законодательства, правомерно привлек общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, решение суда от 21.04.2003 принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене в указанной части с принятием нового решения о взыскании 50 рублей штрафа.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 21.04.2003 по делу N А04-557/2003-1/84 в части отказа в удовлетворении требований Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Амурской области о взыскании налоговой санкции по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 50 рублей отменить.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЗГС" штраф в размере 50 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с открытого акционерного общества "ЗГС" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 50 рублей.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ, образует непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, что влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
В силу статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом в налоговый орган не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Судом установлено, что расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу за первый квартал 2002 года в налоговую инспекцию представлен обществом 16.07.2003, то есть по истечении установленного Законом срока.
При таких обстоятельствах налоговый орган, действуя в соответствии с нормами налогового законодательства, правомерно привлек общество к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Кодекса."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1649
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании