Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1705
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации - Залесский А.Д., начальник Амурского отдела по доверенности от 25.12.2002 N 17; Нечаев Ю.Н., ведущий специалист по доверенности от 17.12.2002 N 12, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации в лице Амурского отдела на постановление от 05.05.2003 по делу N А04-414/2003-5/46 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мын" к Дальневосточному региональному управлению валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации в лице Амурского отдела о признании незаконным постановления от 21.01.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации мотивированное постановление изготовлено 28.07.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "Мын" обратилось с заявлением о признании незаконным постановления от 21.01.2003 Дальневосточного регионального управления валютного контроля Министерства финансов Российской Федерации в лице Амурского отдела (далее - орган валютного контроля) о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.03.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что обществом "Мын" нарушен пункт 11 Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1998 N 1419 (далее - Порядок совершения операций с минеральным сырьем). Данная норма права предусматривает, что договоры по переходу права собственности на минеральное сырье подлежат учету в Министерстве финансов Российской Федерации и Министерстве экономики Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке. В связи с тем, что ООО "Мын" не осуществило учет в указанных Министерствах договора по переходу права собственности на минеральное сырье, заключенного 29.08.2002 с ОАО "Горная компания "Золотая корона", то оно правомерно привлечено органом валютного контроля к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, как за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии).
Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2003 решение суда первой инстанции отменено и принято решение о признании оспариваемого постановления органа валютного контроля незаконным со ссылкой на то, что поскольку осуществление валютных операций, связанных с совершением сделок по переходу права собственности на минеральное сырье, не требует наличия специального разрешения (лицензии), то и нарушение пункта 11 вышеназванного Порядка совершения операций с минеральным сырьем не может являться нарушением требований, установленных специальным разрешением, за которое предусмотрена ответственность частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ. Следовательно, у органа валютного контроля отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "Мын" к административной ответственности.
Законность принятого постановления апелляционной инстанции проверяется по жалобе органа валютного контроля, который просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что учет договора по переходу права собственности на минеральное сырье в Министерствах финансов и экономики РФ является особым требованием к заключению таких договоров и, значит, к совершению валютных операций с минеральным сырьем. Отсутствие регистрации договора влечет привлечение к ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель органа валютного контроля поддержал доводы жалобы в полном объеме.
ООО "Мын" отзыв на жалобу не представило, участия в судебном заседании не принимало, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы и мнение представителей органа валютного контроля, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела установлено, что 29.08.2002 общество "Мын" и ОАО "Горнорудная компания "Золотая корона" заключили договор о переходе права собственности, согласно которому ОАО "ГК "Золотая корона" продает, а ООО "Мын" покупает минеральное сырье - пески россыпных месторождений в объеме 44003 куб. м. с содержанием золота 667 мг/куб. м. на месторождении реки В.Стойба. Цена одного кубометра минерального сырья определена сторонами в сумме 4,88 руб., а сумма договора составляет 215000 руб. Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и с этого момента ООО "Мын" становится собственником приобретенного минерального сырья, содержащего золото.
Статья 1 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" дает понятие драгоценных металлов, согласно которой драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.
Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации (статья 20 Закона). Последнее Постановлением от 01.12.1998 N 1419 утвердило Порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа. Пункты 9, 11 данного Порядка предусматривают, что сделки, связанные с переходом права собственности на минеральное сырье оформляются соответствующим договором. Договоры о переходе права собственности подлежат учету в Министерстве финансов Российской Федерации и Министерстве экономики Российской Федерации в устанавливаемом ими порядке.
Следовательно, ООО "Мын" необходимо было зарегистрировать договор по переходу права собственности на минеральное сырье от
29.08.2002 в указанных Министерствах, что им не было сделано.
Указанное нарушение расценено органом валютного контроля, как нарушение валютного законодательства, выразившееся в осуществлении валютной операции без специального разрешения (лицензии), в связи с чем 20.01.2003 составлен протокол об административном правонарушении и 21.01.2003 вынесено постановление о привлечении ООО "Мын" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 25% суммы незаконной валютной операции в сумме 855314 руб.
Судом апелляционной инстанции правомерно признано данное постановление органа валютного контроля незаконными в связи с отсутствием в действиях ООО "Мын" состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанная норма права устанавливает, что осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Судом правомерно указано на то, что учет договора по переходу права собственности на минеральное сырье в Министерствах финансов и экономики Российской Федерации нельзя приравнять к лицензии (разрешению), выдаваемой на осуществление валютных операций, так как в соответствии с действующим валютным законодательством наличие специального разрешения (лицензии) требуется на проведение валютных операций, связанных с движением капитала. Банком России не предусмотрена выдача специальных разрешений на заключение договоров по переходу права собственности на минеральное сырье. Как было указано выше, договоры по переходу права собственности на минеральное сырье подлежат учету в Министерстве финансов РФ и Министерстве экономики РФ.
Доводы заявителя жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует признать несостоятельными.
Кроме этого, при привлечении ООО "Мын" к административной ответственности, органом валютного контроля нарушены статьи 25.1, 28.2 КоАП РФ. Часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ устанавливает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что общество "Мын" было надлежащим образом извещено органом валютного контроля о времени и месте рассмотрения дела.
В нарушение статьи 28.1 КоАП РФ ООО "Мын" не была представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, так как данный протокол и постановление от 21.01.2003 о назначении административного наказания направлены обществу "Мын" органом валютного контроля 24.01.2003, о чем имеется отметка в данных документах (л.д. 17, 14).
С учетом изложенного, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены постановления апелляционной инстанции и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 05.05.2003 по делу N А04-414/03-5/46 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, следует признать несостоятельными.
Кроме этого, при привлечении ООО "Мын" к административной ответственности, органом валютного контроля нарушены статьи 25.1, 28.2 КоАП РФ. Часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ устанавливает, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствии указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
В нарушение статьи 28.1 КоАП РФ ООО "Мын" не была представлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, так как данный протокол и постановление от 21.01.2003 о назначении административного наказания направлены обществу "Мын" органом валютного контроля 24.01.2003, о чем имеется отметка в данных документах (л.д. 17, 14)."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1705
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании