Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 июля 2003 г. N Ф03-А59/03-2/1610
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "ЛВЗ" на решение от 19.03.2003, постановление от 29.04.2003 по делу N А59-731/2003-С9 Арбитражного суда Сахалинской области, по заявлению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области к Открытому акционерному обществу "ЛВЗ" о привлечении к административной ответственности.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 23.07.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление в полном объеме изготовлено 29.07.2003.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Открытого акционерного общества "ЛВЗ" (далее - общество) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.04.2003, заявленные требования удовлетворены в полном объеме и общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 300 минимальных размеров оплаты труда. Судебные акты мотивированы тем, что предпринимательская деятельность осуществлялась обществом с нарушениями условий, предусмотренных в специальном разрешении (лицензии), выразившихся в неправомерном предоставлении в аренду складского помещения на территории, находящейся под действием режима налогового склада.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе Открытого акционерного общества "ЛВЗ", которое просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, передача в аренду помещения, расположенного на территории налогового склада, не является нарушением действующего законодательства, и у суда отсутствовали правовые основания для привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебном заседании кассационной инстанции участия не принимали. При этом, письмом от 30.06.2003 N 356 общество просило рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными и просит оставить жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции считает решение первой и постановление апелляционной инстанций подлежащими отмене исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела. Открытое акционерное общество "ЛВЗ" осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставке алкогольной продукции на основании лицензии от 06.06.2002 N 65-02/А и разрешения на учреждение акцизного склада от 06.06.2002 серия АСО N 000886, выданных Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области с местом осуществления своей деятельности по адресу: г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 76 а, склады литер Н и литер А-1. В период с 15.12.2002 по 25.12.2002 представителями Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области проведена плановая контрольная технологическая проверка Открытого акционерного общества "ЛВЗ" по соблюдению условий действия лицензии в сфере оборота алкогольной продукции. В ходе проверки установлено, что общество в нарушение статьи 197 Налогового кодекса РФ с 03.01.2002 сдавало в аренду складские помещения Обществу с ограниченной ответственностью "Вега-А", расположенные на территории, находящейся в режиме налогового склада.
По результатам проверки 25.12.2002 представителями Межрайонной инспекции РФ по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области составлен акт N 79, утвержденный, с учетом возражений общества от 04.01.2003 и внесенных дополнений от 07.02.2003, 14.02.2003 Управлением по налогам и сборам Российской Федерации по Сахалинской области. На основании данного акта налоговым органом 26.02.2003 составлен протокол N 20 об административном правонарушении, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив, что нарушения, выявленные в ходе проверки, являются нарушениями условий действия специального разрешения (лицензии), выданного акционерному обществу на оборот, Управление по налогам и сборам обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ОАО "ЛВЗ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, осуществляется юридическими лицами на основании лицензий, выданных уполномоченным государственным органом. В силу статьи 23 настоящего Закона государственный контроль за соблюдением условий действия лицензий на данный вид деятельности возложена на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его структурные подразделения, как специально уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом лицензионных требований и условий квалифицируются по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Удовлетворяя заявленные требования налогового органа, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что территория, на которой обществом осуществляется разрешенная деятельность, находится в режиме налогового склада и сдача в аренду складских помещений на этой территории является нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Установив, что данное правонарушение является длящимся, суд указал, что в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ срок для привлечения к административной ответственности исчисляется с момента обнаружения административного правонарушения, то есть с момента утверждения акта контрольной технологической проверки Управлением Министерства РФ по налогам и сборам по Сахалинской области (14.02.2003).
Однако данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, регулирующего рассматриваемые правоотношения.
Судебные инстанции обоснованно исходили из того, что возникшие между налоговым органом и обществом правоотношения являются административно-правовыми и регулируются Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Между тем, судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает полномочия административного органа, составившего протокол об административном правонарушении.
В силу подпункта 4 пункта 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, в числе основных задач Министерства Российской Федерации по налогам и сборам является осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.
Согласно подпункту 15 пункта 7 Положения Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности.
Таким образом, должностные лица налоговых органов при обнаружении оборота алкогольной продукции с нарушением условий лицензирования вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 Кодекса устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 17.12.2002 N ВГ-6-06/1948 установлен перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, согласно которому государственные налоговые инспекторы инспекции Министерства РФ по налогам и сборам межрайонного уровня наделены правом составления протоколов о совершении соответствующих административных правонарушений.
Кроме того, исходя из положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, при решении вопроса о назначении административного наказания суд должен учитывать наличие (отсутствие) в действиях лица состава конкретного административного правонарушения, обстоятельства, исключающие вину, форму вины, наличие (отсутствие) смягчающих, отягчающих вину обстоятельств, давность привлечения к административной ответственности.
Согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения правонарушения.
Длящимся признается такое правонарушение, которое осуществляется непрерывно в течение продолжительного времени. При длящемся административном правонарушении исчисление срока для привлечения к административной ответственности определяется моментом его обнаружения, то есть с момента установления факта, подтверждающего наличие длящегося проступка. При этом день обнаружения длящегося проступка должен быть подтвержден доказательствами по делу. Истечение установленного данной статьей срока исключает возможность наложения административного взыскания.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, явившиеся основанием для привлечения общества к административной ответственности, были установлены государственными налоговыми инспекторами Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Сахалинской области в результате проверки общества, проведенной 25.12.2002, о чем свидетельствует акт контрольной технологической проверки от 25.12.2002 N 79.
Статьей 28.5 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Между тем, такой протокол уполномоченными представителями инспекции по налогам и сборам межрайонного уровня не составлялся.
Протокол об административном правонарушении составлен управлением по налогам и сборам 26.02.2003, то есть с нарушением срока, определенного вышеуказанной нормой КоАП РФ. С заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области также обратилось за пределами установленного законодательством срока.
Таким образом, на момент рассмотрения арбитражным судом заявления Управления по налогам и сборам срок, в течение которого общество могло быть привлечено к административной ответственности, истек, что исключает возможность привлечения названного лица к административной ответственности.
Поскольку судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, решение первой и постановление апелляционной инстанций следует отменить, в удовлетворении требований Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о привлечении Открытого акционерного общества "ЛВЗ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Кассационную жалобу удовлетворить.
Решение от 19.03.2003, постановление апелляционной инстанции от 29.04.2003 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-731/2003-С9 отменить. В удовлетворении заявление Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о привлечении Открытого акционерного общества "ЛВЗ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 28.5 КоАП РФ установлено, что протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Между тем, такой протокол уполномоченными представителями инспекции по налогам и сборам межрайонного уровня не составлялся.
Протокол об административном правонарушении составлен управлением по налогам и сборам 26.02.2003, то есть с нарушением срока, определенного вышеуказанной нормой КоАП РФ. С заявлением о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области также обратилось за пределами установленного законодательством срока.
...
Поскольку судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, решение первой и постановление апелляционной инстанций следует отменить, в удовлетворении требований Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Сахалинской области о привлечении Открытого акционерного общества "ЛВЗ" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - отказать."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 июля 2003 г. N Ф03-А59/03-2/1610
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании