Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 15 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1379
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Кривоносова Л.В. - представитель по доверенности N ДЭЗУК-71/169Д от 18.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыт на решение от 18.03.2003 по делу N А51-14129/2002 7-554/9 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыт к Финансовому управлению Администрации МО "г. Уссурийск и Уссурийский район", администрации МО "г. Уссурийск и Уссурийский район", 3 лицо - Департамент финансов Администрации Приморского края, о взыскании 449560 рублей 29 копеек.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском о взыскании с Финансового управления администрации муниципального образования г. Уссурийска, администрации муниципального образования г. Уссурийска и Уссурийского района 449560,29 рублей убытков в связи с предоставлением льгот установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ"
В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент финансов Приморского края.
Решением суда от 18.03.2003 в иске отказано.
Принимая его, арбитражный суд не установил со стороны ответчиков невыполненных обязательств по компенсации истцу спорных расходов, связанных с исполнением Федерального закона. Так же он признал истца просрочившим кредитором, по причине несоблюдения им порядка возмещения этих расходов (утверждены Постановлением Губернатора Приморского края N 387 от 28.05.2001).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статьи 274, 284 АПК РФ по заявлению ОАО "Дальэнерго" считающего его незаконным.
Заявитель утверждает, что на истца не распространяется примененное судом постановление Губернатора Приморского края, поэтому он не может считаться просрочившим кредитором.
В связи с чем, он просит решение отменить и иск удовлетворить.
Ответчики отзыва на жалобу не предоставили. Департамент финансов администрации Приморского края доводы жалобы отклонил по мотивам, изложенным в своем отзыве.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит кассационную жалобу несостоятельной.
ОАО "Дальэнерго" в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыт в течение апреля-ноября 2001 года при расчетах за электроэнергию, отпущенную отдельной категории граждан (инвалиды), проживающих в г. Уссурийске учитывало льготу, предусмотренную ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Всего за данный период истец предоставил льгот на сумму 449560,29 руб., что не оспаривается сторонами.
Ввиду не возмещения этих расходов истцу предъявлен настоящий иск на основании ст. 16 ГК РФ.
Рассматривая спор, судом было установлено отсутствие между сторонами договорных отношений, так как при заключении договора N 3 от 26.03.2001 стороны не достигли в порядке п. 1 ст. 432 ГК РФ соглашения по ряду существенных его условий.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.99. обязательства по социальной защите населения, установленные Федеральными Законами - есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
Статья 84 БК РФ устанавливает, что к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета, относятся расходы по обеспечению осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Следовательно, эти средства должны передаваться в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий на основании пункта 4 статьи 130, статей 133, 136 БК РФ.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных Законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (утверждены Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536) предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством финансов РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств.
В 2001 году, согласно ст. 45 ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" на реализацию, в том числе ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из Фонда компенсаций (Приложение 26) Приморскому краю было выделено средств в объеме 151931000 рублей.
Из данной суммы в соответствии со справкой Финансового управления администрации МО г. Уссурийска и Уссурийского района (л.д. 57) в рассматриваемый период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в муниципальный бюджет выделялось 3484000 рублей, которые были распределены между предприятиями пропорционально размеру предоставленных льгот.
Факта нецелевого использования ответчиком указанных средств из материалов дела не усматривается.
В силу пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поскольку полученные бюджетом МО г. Уссурийска из федерального бюджета средства на реализацию спорных государственных полномочий были израсходованы полностью в соответствии с их целевым назначением, то у суда отсутствовали основания для взыскания с ответчиков выпадающих доходов, предъявленных истцом в порядке статей 16, 1069 ГК РФ.
В данном случае в иске отказано правомерно.
Органы государственной власти РФ и субъекта РФ к участию в деле в качестве ответчиков не привлекались, поэтому вопрос об ответственности их за причинение отыскиваемых ОАО "Дальэнерго" убытков не может быть предметом данного спора.
Таким образом, решение от 18.03.2003 изменению, кассационная жалоба удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.03.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-14129/2002 7-554/9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражному суду Приморского края выдать ОАО "Дальэнерго" справку на возврат 704,39 рублей госпошлины из федерального бюджета, излишне уплаченную по квитанции от 30.09.2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из данной суммы в соответствии со справкой Финансового управления администрации МО г. Уссурийска и Уссурийского района (л.д. 57) в рассматриваемый период на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в муниципальный бюджет выделялось 3484000 рублей, которые были распределены между предприятиями пропорционально размеру предоставленных льгот.
...
В силу пункта 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Поскольку полученные бюджетом МО г. Уссурийска из федерального бюджета средства на реализацию спорных государственных полномочий были израсходованы полностью в соответствии с их целевым назначением, то у суда отсутствовали основания для взыскания с ответчиков выпадающих доходов, предъявленных истцом в порядке статей 16, 1069 ГК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-1/1379
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании