Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 30 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1717
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ДВ ОУР: Т.К. Григорьева, начальник отдела по доверенности N ПК ю/3 от 04.01.2003, О.А. Милехина, заместитель начальника отдела по доверенности N ПК ю/3 от 04.01.2003, от ответчика: ИМНС РФ по Центральному району города Хабаровска: В.В. Гришенко, начальник юридического отдела по доверенности N 100 от 08.01.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска на решение от 24.03.2003, постановление от 26.05.2003 по делу N А73-714/2003 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Дальневосточного ОУР к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 30.07.2003.
Дальневосточное ОУР обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением (с учетом уточнений) о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска о привлечении его к налоговой ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость и непредставление налоговых деклараций по данному налогу.
Решением суда от 24.03.2003 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным доначисление налога на добавленную стоимость за январь, февраль, март, апрель 2001 года, пени и штрафа за неуплату налога и штрафа за непредставление деклараций в указанные периоды. В остальной части иска отказано.
Свое решение суд мотивировал ссылкой на пункт 34 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации N 39 от 11.10.1995 (с изменениями и дополнениями), действовавший в январе-апреле 2001 года, согласно которому полученный Дальневосточным ОУР от покупателей налог на добавленную стоимость при реализации материальных ценностей государственного резерва перечислению в бюджет не подлежит. Поэтому у налогового органа не было оснований для доначисления налога за январь-апрель 2001 года, штрафа за его неуплату и штрафа за непредставление деклараций.
Доначисление налога на добавленную стоимость за май-декабрь 2001 года и первое полугодие 2002 года, а также привлечение управления к налоговой ответственности за указанный период, признано судом правомерным в связи с введением в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, не предусмотревшей для организаций системы государственного резерва освобождения от уплаты налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.05.2003 решение суда отменено. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным полностью.
По мнению апелляционной инстанции, поскольку Российское агентство по государственным резервам Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 отнесено к федеральным органам исполнительной власти, а создаваемые им территориальные органы входят в систему агентства, в соответствии с пунктом 2.4 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляемый этими органами в целях выполнения возложенных на них функций, выпуск материальных ценностей государственного резерва не признается реализацией и, соответственно, налог на добавленную стоимость по указанным операциям уплате в бюджет не подлежит.
Суд апелляционной инстанции так же применил статью 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве", предоставившую организациям государственного резерва право использовать все полученные средства от реализации материальных ценностей для формирования госрезерва и содержания государственного резерва.
В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных требований и постановление апелляционной инстанции в полном объеме отменить, как принятые с нарушением норм материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что пункт 34 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации N 39 от 11.10.1995 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" утратил силу с 01.01.2001 в связи с введением в действие главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Статья 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве" не является нормой прямого действия и до включения ее в налоговое законодательство не может быть применена.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Дальневосточное ОУР просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав представителей налогового органа и Росрезерва, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Хабаровска проведена выездная налоговая проверка Дальневосточного ОУР и (далее - ОУР) по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.2001 по 30.06.2002, по результатам которой составлен акт и принято решение N 67 от 22.01.2003. Согласно указанному решению ОУР доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 165999685,3 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 21041602,8 руб. Кроме того ОУР привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость и пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление деклараций по налогу.
Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость и привлечения ОУР к налоговой ответственности послужило то, что управлением получаемые от покупателей при реализации материальных ценностей государственного резерва суммы налога на добавленную стоимость в бюджет не перечислялись, декларации по налогу в налоговый орган не представлялись.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" государственный материальный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, входящих в казну Российской Федерации и находящимся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации. Российское агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации управление, формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва с целью обеспечения, в частности, мобилизационных нужд Российской Федерации, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации. Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от реализации государственных запасов и резервов относятся к неналоговым поступлениям федерального бюджета и налоговым законодательством не регулируются. Статьей 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве" предусмотрено, что все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва.
Следовательно, денежные средства, в том числе и налог на добавленную стоимость, полученный организациями системы государственного резерва при реализации материальных ценностей государственного резерва, перечислению в бюджет не подлежит.
Таким образом, доначисление налога на добавленную стоимость ОУР, пени и привлечение его к налоговой ответственности, неправомерно.
То обстоятельство, что действие статьи 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве" в 2002 году приостановлено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001 не может служить основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности и доначисления налога на добавленную стоимость за первое полугодие 2002 года, поскольку Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" N 187-ФЗ от 31.12.2002 - (статья 11) - приостановление действия названной нормы отменено. При этом действие статьи 11 Федерального закона N 187-ФЗ от 31.12.2002 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 26.05.2003 по делу N А73-714/2003 16 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом "О государственном материальном резерве" государственный материальный резерв является особым федеральным запасом материальных ценностей, входящих в казну Российской Федерации и находящимся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации. Российское агентство по государственным резервам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим от имени Российской Федерации управление, формирование, хранение и обслуживание запасов государственного резерва с целью обеспечения, в частности, мобилизационных нужд Российской Федерации, неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации. Согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от реализации государственных запасов и резервов относятся к неналоговым поступлениям федерального бюджета и налоговым законодательством не регулируются. Статьей 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве" предусмотрено, что все средства, полученные организациями системы государственного резерва от реализации материальных ценностей государственного резерва, не подлежат налогообложению и используются исключительно для формирования государственного резерва и содержания системы государственного резерва.
...
То обстоятельство, что действие статьи 8 Федерального закона "О государственном материальном резерве" в 2002 году приостановлено Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001 не может служить основанием для привлечения заявителя к налоговой ответственности и доначисления налога на добавленную стоимость за первое полугодие 2002 года, поскольку Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" N 187-ФЗ от 31.12.2002 - (статья 11) - приостановление действия названной нормы отменено. При этом действие статьи 11 Федерального закона N 187-ФЗ от 31.12.2002 распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2002."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30 июля 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1717
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании