Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 9 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/1529
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Открытого акционерного общества "Тернейлес" на решение от 05.02.2003, постановление от 04.04.2003 по делу N А51-647/2003 4-49 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Открытого акционерного общества "Тернейлес" п. Пластун к Находкинской таможне о признании незаконными действий Находкинской таможни.
Изготовление постановления в полном объеме в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось.
Открытое акционерное общество "Тернейлес" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий начальника таможенного поста "Морской порт "Пластун" Находкинской таможни (далее - таможенный орган), связанных с требованием предоставления фитосанитарного сертификата на экспортируемые товары при оформлении грузовой таможенной декларации N 10714030/211002/0001250.
Решением суда от 05.02.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.04.2003, в удовлетворении заявленного требования отказано по мотиву правомерности действий таможенного органа, поскольку предоставление лицом, перемещающим через таможенную границу товар, фитосанитарного сертификата на партию экспортируемой подкарантинной продукции регламентировано Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений".
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе общества, которое просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, как принятые с нарушением норм материального права и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что перечень подкарантинной продукции, устанавливаемый государственной инспекцией по карантину растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом РФ (далее - ГТК РФ), может быть определен только нормативным актом. В связи с тем, что Письмо ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328 "О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов", которым руководствовался таможенный орган, не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, оно не подлежит применению как не вступившее в законную силу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимали. Отзыв на жалобу не поступил.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебных актов по нижеследующему.
Как следует из материалов дела и установленных арбитражным судом обстоятельств, при оформлении грузовой таможенной декларации N 10714030/211002/0001250 на экспортируемые обществом необработанные лесоматериалы должностным лицом Находкинской таможни письмом от 21.10.2002 N 179 у общества был истребован фитосанитарный сертификат, в том числе со ссылкой на Письмо ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328.
Поскольку с 01 января 2002 года вступила в силу новая редакция Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства РФ, с учетом согласования с ГТК РФ, 25 декабря 2001 года утверждена номенклатура основной подкарантинной продукции (подкарантинных материалов, подкарантинных грузов) (товаров), ввоз которой на территорию Российской Федерации и вывоз с территории Российской Федерации допускается по разрешению органов государственной службы карантина растений Российской Федерации, Письмом Государственного таможенного комитета РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328 "О номенклатуре подкарантинной продукции, грузов и материалов", опубликованным в Таможенных ведомостях N 5 в 2002 году, положения названной номенклатуры доведены до сведения заинтересованных лиц.
Полагая, что данное письмо не является нормативным правовым актом, поэтому таможенный орган не вправе был им руководствоваться, требуя представления фитосанитарного сертификата, общество в судебном порядке оспорило в этой связи действия Находкинской таможни.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, обе судебные инстанции исходили из того, что общество, являясь участником внешнеэкономической деятельности, осуществляло экспорт лесопродукции, вывоз за пределы Российской Федерации которой допускается исходя из положений Таможенного кодекса РФ, Федерального закона от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" и упомянутого Письма ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328, по разрешению органов государственной службы карантина растений Российской Федерации с выдачей фитосанитарного сертификата, удостоверяющего соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений.
Доводы заявителя кассационной жалобы рассмотрены судом кассационной инстанции, но подлежат отклонению, поскольку не основаны на нормах материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Порядок таможенного оформления перемещаемых через таможенную границу товаров определен статьей 130 Таможенного кодекса РФ. Согласно данной норме права таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, может быть завершено только после осуществления фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 99-ФЗ от 15.07.2000 "О карантине растений" вывоз с территории Российской Федерации в случаях, предусмотренных правилами и нормами обеспечения растений карантина растений, разрешается, если имеется фитосанитарный или карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений, а статьей 4 этого Закона установлено, что к полномочиям Российской Федерации на обеспечение карантина растений относятся разработка и установление порядка вывоза с территории РФ подкарантинной продукции.
Материалами дела установлено, что экспортируемая обществом лесопродукция соответствует в ТН ВЭД России 2002 года товарной позиции 4403, классифицируется как лесоматериалы необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо брусованные или небрусованные и является подкарантинной продукцией, вывоз которой с территории Российской Федерации разрешается при наличии фитосанитарного сертификата.
С выводами обеих судебных инстанций о том, что требования таможенного органа, изложенные в письме N 179, основаны на правовых нормах Федерального закона "О карантине растений", а также Номенклатуре основной подкарантинной продукции следует согласиться, поскольку они сделаны с учетом полного исследования и оценки фактических обстоятельств дела.
Обоснование таможенным органом требований о предоставлении фитосанитарного сертификата со ссылкой на Письмо ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328 не повлияло на такое решение, поскольку Закон и иные нормативные правовые акты предписывают порядок предоставления фитосанитарных сертификатов.
Приказом ГТК РФ от 14.12.2000 N 1155 утверждено Положение о нормативных правовых актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации, пунктом 10 которого предписано, что издание нормативных правовых актов ГТК России в виде писем не допускается, но в исключительных случаях в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов Российской Федерации положений нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах доводится в форме письма.
Изложенное означает, что именно в названных целях ГТК России рассматриваемым письмом при возникшей ситуации довело до сведения таможенных органов изменения, связанные с определением кода товаров по ТН ВЭД России.
Учитывая, что, у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют правовые основания для переоценки обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций, обжалуемые судебные акты оставляются без изменения.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 05.02.2003, постановление апелляционной инстанции от 04.04.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-647/20034-49 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обоснование таможенным органом требований о предоставлении фитосанитарного сертификата со ссылкой на Письмо ГТК РФ от 26.12.2001 N 07-21/51328 не повлияло на такое решение, поскольку Закон и иные нормативные правовые акты предписывают порядок предоставления фитосанитарных сертификатов.
Приказом ГТК РФ от 14.12.2000 N 1155 утверждено Положение о нормативных правовых актах Государственного таможенного комитета Российской Федерации, пунктом 10 которого предписано, что издание нормативных правовых актов ГТК России в виде писем не допускается, но в исключительных случаях в целях оперативного доведения до сведения таможенных органов Российской Федерации положений нормативных правовых актов вышестоящих органов государственной власти информация об этих актах доводится в форме письма.
Изложенное означает, что именно в названных целях ГТК России рассматриваемым письмом при возникшей ситуации довело до сведения таможенных органов изменения, связанные с определением кода товаров по ТН ВЭД России."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 9 июля 2003 г. N Ф03-А51/03-2/1529
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании