Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1754
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: Левченко В.В., юрисконсульт по доверенности от 06.02.2003 N ТДЮ-72/2003, от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Хабаровска - Пименова Е.В., начальник юридического отдела по доверенности от 27.02.2003 N 03/1940, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТДЮМ" на решение от 11.04.2003 по делу N А73-1341/2003-14 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТДЮМ" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Хабаровска о признании недействительным письма налогового органа.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления откладывалось до 06.08.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "ТДЮМ" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Хабаровска N 07-17/9092 от 15.12.2002, которым отказано в принятии дополнительной декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог и возврате из бюджета указанного налога.
Решением суда от 11.04.2003 ООО "ТДЮМ" в удовлетворении заявления отказано. Суд пришел к выводу о правомерности отказа налоговым органом в возврате налога на пользователей автомобильных дорог, уплаченного за сентябрь 2002 года, сославшись на статьи 2, 4, 9 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" N 110-ФЗ от 24.07.2002, статью 53 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которыми действие закона по уплате данного налога утратило силу с 01.01.2003.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ТДЮМ" подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель ссылается на статью 5 Налогового кодекса РФ, установившую, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу и утверждает, что поскольку для статьи 2 Закона N 110-ФЗ от 24.07.2002, исключившей из федеральных налогов налоги, служащие источником образования дорожных фондов, особый порядок вступления в силу не предусмотрен, следовательно, вышеуказанная статья вступает в силу в общем порядке, через месяц - 01.09.2002.
Ссылку суда на Бюджетный кодекс РФ считает неправомерной, поскольку в данном случае суд должен был руководствоваться Налоговым кодексом РФ. Статья 3 Налогового кодекса РФ устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель налогового органа просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как, по его мнению, судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителя заявителя и Инспекции МНС РФ по Кировскому району города Хабаровска, кассационная инстанция оснований для удовлетворения жалобы не находит.
Как следует из материалов дела, обществом с ограниченной ответственностью "ТДЮМ" 30.10.2002 подана в налоговый орган декларация по налогу на пользователей автомобильных дорог за 9 месяцев 2002 года, где сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 12970 руб., в том числе за сентябрь - 3547 руб. Платежным поручением N 234 от 14.10.2002 обществом произведена уплата налога за сентябрь 2002 года в сумме 3552 руб.
15.11.2002 обществом подана в налоговый орган дополнительная декларация, в которой сумма налога за сентябрь уменьшена на 3547 руб. Письмом иск N 979-7 от 15.11.2002 заявитель просил принять дополнительную декларацию и возвратить излишне уплаченный налог в сумме 3547 руб.
Налоговым органом письмом от 15.12.2002 N 07-17/9092 отказано в принятии дополнительной декларации и возмещении налога, в связи с чем общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога.
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" N 2118-1 от 27.12.1991 к федеральным налогам относятся налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.
Согласно статье 3 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" к источникам образования дорожных фондов отнесен налог на пользователей автомобильных дорог.
Статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" N 110-ФЗ от 24.07.2002 подпункт "м" пункта 1 статьи 19 указанного выше Закона исключен, а пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом "ж - транспортный налог". Соответственно внесены изменения в статью 3 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации". К источникам образования дорожных фондов отнесен транспортный налог (статья 9).
В соответствии со статьей 21 названного Закона указанные нормы вводятся в действие с 01.01.2003.
Таким образом, статья 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" - налог на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.2003. Поэтому уплата в сентябре 2002 года произведена правильно. Оснований для возврата налога не имеется.
Кроме того, статьей 53 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающее их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Изменений в Федеральный закон N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось.
При таких обстоятельствах налог на пользователей автомобильных дорог подлежал исчислению и уплате налогоплательщиками в 2002 году в порядке, установленном Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ. Оснований для возврата из бюджета налога не имеется.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции соответствует закону, материалам дела и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2003 по делу N А73-1341/2003-14 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 21 названного Закона указанные нормы вводятся в действие с 01.01.2003.
Таким образом, статья 5 Закона РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" - налог на пользователей автомобильных дорог, утрачивает силу с 01.01.2003. Поэтому уплата в сентябре 2002 года произведена правильно. Оснований для возврата налога не имеется.
Кроме того, статьей 53 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающее их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год. Изменений в Федеральный закон N 194-ФЗ от 30.12.2001 "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось.
При таких обстоятельствах налог на пользователей автомобильных дорог подлежал исчислению и уплате налогоплательщиками в 2002 году в порядке, установленном Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона N 110-ФЗ. Оснований для возврата из бюджета налога не имеется."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-2/1754
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании