Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1880
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2004 г. N Ф03-А73/04-1/2298
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Юнина Р.Т. - юрисконсульт по доверенности N 7/84 от 12.11.2002, от ответчиков: Администрация г. Комсомольска-на-Амуре - Седойкина И.П. начальник юридического отдела по доверенности N 1-29/1828 от 28.08.2002, Минфин РФ РФ - Бертина Н.В. - специалист по доверенности от 10.01.2003, от Минфина Хабаровского края - Тимошенко С.Н. - специалист по доверенности N 19-12/1317 от 12.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице филиала "Комсомольские тепловые сети" на решение от 29.04.2003 по делу А73-1848/2003-31 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице филиала "Комсомольские тепловые сети" к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов РФ, Финансовому управлению г. Комсомольска-на-Амуре, Государственному таможенному комитету РФ о взыскании 55995,26 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ мотивированное постановление кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 25 августа 2003 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Правительства Хабаровского края. Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 17085669,01 рублей убытков в виде неполученных доходов от предоставления населению льгот по оплате за потребленную тепловую энергию в 2001 году в соответствии с действующим законодательством.
Определением суда от 11.11.2002 соответчиком по делу привлечено финансовое управление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре.
Определением суда от 19.02.2003 исковые требования о взыскании убытков в размере 55995,26 рублей, причиненных вследствие предоставления льгот работникам таможенных органов, выделено в отдельное производство, к участию в деле в качестве соответчика привлечен Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
Решением суда от 29.04.2003 в иске ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" отказано в связи с недоказанностью истцом размера предоставленных им льгот и неправомерности действий (бездействия) со стороны ответчиков.
Законность решения суда проверятся в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа на основании кассационной жалобы истца, который просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, суд неправомерно не принял в качестве доказательств предоставления льгот по оплате теплоэнергии акты сверок, подписанные производственными жилищно-эксплуатационными трестами, поскольку последние, согласно заключенным с ними истцом договорам, обязаны производить начисления населению за потребленную энергию в соответствии с действующими нормативами и тарифами, а, следовательно, с учетом установленных законодательством льгот.
Министерство финансов Хабаровского края. Министерство финансов Российской Федерации, Администрация г. Комсомольска-на-Амуре в представленных отзывах на кассационную жалобу выразили согласие с решением суда, а также каждый из перечисленных органов государственного и местного самоуправления привел доводы незаконности предъявления требований непосредственно к нему.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон поддержали свои доводы и возражения.
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с отсутствием возмещения ОАО "Хабаровскэнерго" из бюджетов различного уровня его расходов, связанных с предоставлением льгот работникам таможенных органов, на общую сумму 55995,26 руб.
Отказывая во взыскании спорной суммы, арбитражный суд счел недоказанным размер убытков истца и неправомерность действий (бездействия) со стороны ответчиков.
Вместе с тем, вывод суда недостаточно обоснован, сделан без надлежащего исследования и оценки обстоятельств, имеющих существенное значение для разрешения спора.
Как следует из материалов дела ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" в лице Комсомольских тепловых сетей (Заказчик) заключило договоры с МУП "ПЖРЭТ N 1", МУП "ПЖРЭТ N 2", МУП "ПЖРЭТ N 3", МУП "ПЖРЭТ N 4" (Исполнители), сроком действия с 01.01.2001 по 31.12.2001, согласно которым последние обязуются производить начисление за отпущенную ОАО "Хабаровскэнерго" населению тепловую энергию, выписывать и доставлять платежные документы населению и принимать платежи от населения в пользу Заказчика. Принятые от населения платежи в соответствии с п. 2.1.7 договора перечисляются на текущий счет Заказчика.
Согласно п. 1.1 Исполнитель обязуется производить начисления за тепловую энергию в соответствии с действующими нормами и законодательством.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" от 21.07.1997 N 114-ФЗ сотрудникам таможенных органов и проживающим совместно с ним членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. Право должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на оплату коммунальных услуг с 50% скидкой закреплено в статье 434 Таможенного кодекса РФ.
В материалах дела имеются копии актов сверок по начислению и оплате за отопление и горячую воду населению за отдельные месяцы 2001 года, составленные ОАО "Хабаровскэнерго" и муниципальными унитарными предприятиями ПЖРЭТ, а также акты сверок по предоставлению льгот населению, составленные за рассматриваемый период истцом с МУП "ПЖРЭТ N 1", МУП "ПЖРЭТ N 2", МУП "ПЖРЭТ N З", МУП "ПЖРЭТ N 4", из которых усматривается начисление оплаты с учетом предоставления субсидий и льгот населению, в том числе, работникам таможенных органов.
Кроме того, согласно сводному расчету выпадающих доходов ОАО "Хабаровскэнерго" от предоставления льгот и субсидий гражданам города при расчетах за тепловую энергию за 2001 год, утвержденному Администраций города Комсомольска-на-Амуре, невозмещенные из бюджета расходы предприятия, связанные с предоставлением льгот по прочим законам, в числе которых значится "таможня", составили 6999664,50 рублей.
Названные документы неправомерно не приняты судом в качестве обоснования исковых требований, в то время как они подлежат исследованию и оценке в совокупности с другими дополнительными доказательствами, подтверждающими размер и законность предоставления льгот на основании Таможенного кодекса РФ, которые должны быть истребованы у истца.
Суду при новом рассмотрении дела следует предложить истцу представить первичные документы учета льготников, в том числе списки граждан, получивших в спорный период льготу на основании Таможенного кодекса РФ, документы, подтверждающие их право на получение рассматриваемой льготы, лицевые счета указанных квартиросъемщиков и другие доказательства.
Поскольку начисление за тепловую энергию, а также ведение базы данных по всем квартиросъемщикам, согласно договорам, заключенным с производственными жилищно-эксплуатационными трестами, возложено на последних, суду надлежит рассмотреть вопрос о привлечении указанных лиц к участию в настоящем деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора.
Расходы, которые несут предприятия, предоставляя за счет собственных средств льготы, установленные законодательными актами, составляют его убытки (ч. 2 ст. 15 ГК РФ), которые, будучи причиненными противоправным бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет, соответственно, казны Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования.
Исходя из того, что финансирование льгот, установленных Таможенным кодексом РФ, как нормативно-правовым актом федерального уровня, в соответствии с нормами Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, Бюджетного кодекса РФ должно обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, и возложение ответственности на муниципальное образование, субъект федерации либо Таможенный комитет РФ возможно в пределах выделенных средств, при новом рассмотрении дела суду для установления надлежащего ответчика по делу необходимо, кроме того, исследовать вопрос финансирования льгот целевым направлением из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.04.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1848/2003-31 отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в первую инстанцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 августа 2003 г. N Ф03-А73/03-1/1880
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании