Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 января 2004 г. N Ф03-А04/03-1/3593
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 23.10.2003 по делу N А04-2870/03-23/127 Арбитражного суда Амурской области, по иску открытого акционерного общества "Райчихинскгаз" к Администрации г. Райчихинска, Министерству финансов РФ в лице управления федерального казначейства, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, 3-е лицо: Финансовый отдел Администрации г. Райчихинска о взыскании 59932,26 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 27.01.2004.
Открытое акционерное общество "Райчихинскгаз" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Администрации г. Райчихинска о взыскании 59932 руб. 26 коп. убытков, связанных с предоставлением льгот гражданам по оплате газа согласно Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" - на сумму 5634 руб. 27 коп., "О ветеранах" на сумму 48603 руб. 79 коп., "О донорстве крови и ее компонентов" на сумму 530 руб., "О жертвах политических репрессий" на сумму 4066руб. 50 коп., согласно Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" - на сумму 1097 руб. 70 коп. за период с 01.01.2002 по 31.12.2002, невозмещенных из бюджета г. Райчихинска.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков, с согласия истца, привлечены Министерство финансов РФ, Финдепартамент администрации Амурской области, в качестве третьего лица без самостоятельных требований - Финансовое управление Администрации г. Райчихинска.
Решением суда от 23.10.2003 требования истца удовлетворены на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ: за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов по льготам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в сумме 48603 руб. 79 коп., по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" - в сумме 1097 руб. 70 коп., по ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" - в сумме 530 руб; за счет казны Амурской области - по льготам по ФЗ "О ветеранах" в сумме 1800 руб., по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" в сумме 4066 руб. 50 коп.
Казна г. Райчихинска от ответственности по иску освобождена на основании п. 4 ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ст. 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления", в виду невыделения на муниципальный уровень власти достаточных финансовых средств из вышестоящих бюджетов на осуществление государственных полномочий по реализации льгот. Возлагая ответственность по иску на казну Российской Федерации, суд, руководствуясь ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, ст. 130 Бюджетного кодекса РФ, установил что Российской Федерацией не исполнены обязательства по передаче достаточных целевых средств нижестоящим бюджетам на реализацию государственных полномочий, установленных федеральными законами.
Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, не согласившись с принятым по делу решением суда, в своей кассационной жалобе полагает его отменить, как необоснованное, противоречащее нормам материального права, в иске к нему - истцу отказать.
При этом, заявитель ссылается на неприменение судом п.п. "ж" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, п. 1 ст. 85 БК РФ, относящих решение вопросов социальной защиты населения к совместному ведению РФ и субъектов РФ в развитие которых приняты федеральные законы, установившие льготы отдельным категориям граждан, которые предусматривают обязательства субъектов федерации, а также муниципальных образований по финансированию части льгот из источников, формируемых за счет собственных доходов.
Расходные бюджетные полномочия по реализации своей части полномочий, установленных федеральными законами, Российской Федерацией исполнены, необходимые средства утверждены ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в расходной части федерального бюджета и переданы в бюджет субъекта Амурской области в порядке межбюджетных отношений, в том числе, в виде субвенций, дотаций, а также отчислений от регулирующих доходов.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, решение суда - подлежащим изменению в части возложенной на казну Хабаровского края ответственности по иску, как вынесенному в этой части с нарушением норм материального права, и взыскания этого долга с казны Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истцом предъявлены требования на основании ст.ст. 16, 1069 ГК РФ о взыскании убытков, причиненных ему от предоставления в 2002 году согласно федеральным законам льгот по оплате потребленного газа отдельным категориям граждан, невозмещенных истцу органами государственной власти и местного самоуправления из бюджетов соответствующих уровней. Расчет сумм представленных льгот подтвержден актом сверки с отделом социальной защиты населения Администрации г. Райчихинска. Расчет суммы иска не оспорен ответчиками.
Суд, при оценке категорий льготников, источников финансирования указанных затрат истца, правомерно исходил из ФЗ "О ветеранах" и "О реабилитации жертв политических репрессий", "О донорстве крови и ее компонентов", "О социальной защите инвалидов в РФ", Указа Президента РФ "О поддержке многодетных семей", установивших такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом, согласно ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, из которого передаются расходы, как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Судом установлено, что в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" в расходах бюджета не утверждались целевые средства на реализацию льгот ФЗ "О ветеранах", "О донорстве крови и ее компонентов", по Указу Президента РФ "О поддержке многодетных семей". Средства на исполнение ФЗ "О ветеранах" передавались в бюджет Амурской области в порядке межбюджетных взаимоотношений через трансферты и регулирующие налоги. Предусмотренные в расходной части бюджета Амурской области средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований на реализацию льгот по газу по указанным законам, распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе, в бюджет г. Райчихинска. Однако выделенные средства не обеспечили фактическую потребность в них муниципального образования, которое несет ответственность за использование переданных на его уровень власти государственных полномочий согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
При указанных обстоятельствах, в силу названных выше законодательных актов, ответственность по иску в этой части исковых требований судом правомерно возложена на казну Российской Федерации.
Отнесение же части расходов на сумму 1800 руб. по ФЗ "О ветеранах" на казну Амурской области не соответствует установленным обстоятельствам недостаточности выделенных из федерального бюджета, бюджету субъекта средств на реализацию льгот по указанному Закону.
А поэтому решение в этой части подлежит изменению, с возложением ответственности по иску на сумму 1800 руб. также на казну РФ.
При возложении ответственности на казну РФ, в части требований истца по возмещению предоставленных льгот инвалидам, суд, исходя из представленных доказательств, правомерно установил недостаточность выделенных из фонда компенсаций федерального бюджета средств в виде субсидий в бюджет Амурской области на реализацию ФЗ "О социальной поддержке инвалидов в РФ", а также утвержденных в бюджете Амурской области средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований, распределенных в бюджет г. Райчихинска на возмещение льгот по газу инвалидам.
Удовлетворяя требование истца в части возмещения убытков от предоставления льгот по Закону РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" за счет казны Амурской области, суд исходил из не предоставления доказательств Финдепартаментом Амурской области выделения полученных из федерального фонда компенсации целевых средств в бюджет г. Райчихинска на эти цели.
Данный вывод суда противоречит Приложению N 14 к Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год", в соответствии с которым в бюджет г. Райчихинска распределено 124,0 тыс. руб. средств федерального фонда компенсаций, утвержденных Амурской области в сумме 5802,0 тыс. руб.
Указанные обстоятельства установлены судом, однако вывод суда не соответствует установленным обстоятельствам. Поскольку утвержденных в составе расходов федерального бюджета сумм субвенций бюджету Амурской области на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" выделено недостаточно, иск в этой части требований на сумму 4066 руб. 50 коп. подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации, а решение суда в этой части - изменению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
В удовлетворении кассационной жалобы Министерства финансов РФ в лице УВК по Амурской области отказать.
Решение Арбитражного суда Амурской области от 23.10.2003 по делу N А04-2870/03-23/127 изменить в части взыскания с казны Амурской области долга в сумме 5866 руб. 50 коп.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО "Райчихинскгаз" 5866 руб. 50 коп.
Прекратить исполнение измененной части решения.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист на взыскание 5866 руб. 50 коп.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 января 2004 г. N Ф03-А04/03-1/3593
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании