Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 мая 1999 г. N Ф03-А73/99-2/478
(извлечение)
Арбитражный суд, при участии от истца - Хабаровское государственное предприятие электрических сетей ВМФ - Веселовский В.А. юрисконсульт, дов. N 21 от 13.01.99 г., от ответчика - Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования - Литовко П.И. ведущий специалист юр. отдела, дов. N 2-8 от 05.01.99 г., Хатунцева Л.И. главный специалист отдела сбора страховых взносов, дов. N 2064-8 от 21.04.98 г., рассмотрел кассационную жалобу Хабаровского государственного предприятия электрических сетей военно-морского флота на решение от 24.02.99 г. по делу N А-73-7072/7-99 Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского государственного предприятия электрических сетей военно-морского флота, г. Хабаровск к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования о признании недействительным решения.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11.05.99 в соответствии со ст. 117 АПК РФ.
Государственное предприятие электрических сетей военно-морского флота обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском о признании неподлежащим исполнению инкассового поручения Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования на списание в бесспорном порядке 355487 рублей 17 копеек недоимки по страховым взносам, штрафа и пеней.
В порядке ст. 37 АПК РФ истец, до принятия решения по делу, изменил предмет спора, просил признать недействительным акт документальной проверки N 273 от 08.12.97 и решение без номера от 08.12.97 о взыскании задолженности по страховым взносам, штрафа в размере сокрытых страховых взносов и пеней.
Решением суда от 24.02.99 производство по делу в части признания недействительным акта проверки N 273 от 08.12.97 прекращено на основании п. 1 ст. 85 АПК РФ, в части признания недействительным решения без номера от 22.12.97 в удовлетворении исковых требований отказано.
Принимая решение об отказе в иске в части признания недействительным решения Фонда обязательного медицинского страхования, суд признал, что спорные выплаты не являются ни единовременными, ни компенсационными, носят характер оплаты труда и, следовательно, страховые взносы на данные выплаты не начислены истцом неправомерно.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.
Государственное предприятие электрических сетей ВМФ, не согласившись с принятым судебным актом, подало кассационную жалобу, в которой просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права, исковые требования удовлетворить.
По мнению истца, страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования на спорные суммы начисляться не должны, поскольку эти выплаты не связаны с оплатой труда и имели единовременный и компенсационный характер.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, кассационная инстанция считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования проведена документальная проверка своевременности и полноты перечисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование государственным предприятием электрически сетей ВМФ за период с 01.01.93 по 30.09.97. Актом проверки от 08.12.97 установлено занижение облагаемой базы для начисления страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, что повлекло недоплату страховых взносов. По результатам проверки вынесено решение без номера от 27.12.97 о взыскании недоимки по страховым взносам, штрафа и пеней в общей сумме 355487 рублей 17 копеек. (355487169 неденоминированных рублей).
Вопросы оплаты страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования регулируются ст. 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 и Инструкцией о порядке взимания страховых взносов в фонд обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 11.10.93 N 1018.
Пунктом 8 названной инструкции установлено, что страховые взносы начисляются на средства, предназначенные для оплаты труда независимо от источников финансирования, то есть, объектом начисления страховых взносов являются выплаты, носящие характер оплаты труда.
Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, дан в п. 9 инструкции. К таким выплатам отнесены, в частности, выплаты, носящие единовременный и компенсационный характер.
Материалами дела установлено, что страховые взносы не начислялись истцом на вознаграждения по итогам работы за год, на суммы премий за успешное выполнение работ, материальную помощь, выплаченную по инициативе работодателя, выплаты на питание в связи с реформой розничных цен. Данные выплаты правомерно признаны судом носящими стимулирующий (премиальный) характер и поэтому обоснованно включены Фондом обязательного медицинского страхования в базу для начисления взносов на обязательное медицинское страхование. Не могут быть отнесены спорные выплаты и к единовременным выплатам, так как входят в систему оплаты труда.
Выплаты на питание в связи с реформой розничных цен в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 20.03.91 г. N 162 "О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР" и распоряжением Правительства РСФСР от 20.11.91 N 23-Р "О компенсациях" подлежали включению в тарифные ставки и оклады, и следовательно, также не могут относиться к выплатам компенсационного характера.
Не может быть принят во внимание довод истца о том, что пеня, начисленная ответчиком, законом и соглашением сторон не предусмотрена. Ответственность за просрочку уплаты страховых взносов в виде уплаты пени установлена Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 и Инструкцией о порядке взимания страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Совета Министров Правительства РФ от 11.10.93 N 1018.
Актом проверки N 273 от 08.12.97 не является распорядительным документом, поэтому суд обоснованно прекратил производство по делу в этой части.
Таким образом, решение суда соответствует закону, обстоятельствам дела и отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 24.02.99 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-7072/7-99 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Хабаровского государственного предприятия электрических сетей военно-морского флота в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в сумме 417 рублей 45 копеек. Выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 мая 1999 г. N Ф03-А73/99-2/478
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании