Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/502
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Беленькая О.С. - юрисконсульт по доверенности N 7/420 от 21.10.2003, от ответчика: Минфин РФ в лице УФК по Хабаровскому краю: Бертина Н.В. - ведущий специалист по доверенности б/н от 16.01.2004, Минфин РФ: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-12/1314 от 05.09.2002, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю на постановление от 08.12.2003 по делу N А73-10144/2002-43 (АИ-1/398) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Комитету социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Минфину РФ в лице управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 69612 руб. 71 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме откладывалось до 22.03.2004 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Комитету социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Минфину РФ в лице управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 69612 руб. 71 коп., составляющих затраты, понесенные истцом по предоставлению многодетным семьям, проживающим в муниципальном жилищном фонде г. Николаевска-на-Амуре, льгот по оплате тепловой энергии, потребляемой в январе-сентябре 2002 года.
Решением от 11.03.2003 суд удовлетворил исковые требования путем взыскания убытков с казны Хабаровского края, сославшись на статью 84, 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указав на то, что субъект федерации должен был предусмотреть в своем бюджете денежные средства для компенсации льгот, предоставленных многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2003 решение отменено и ответственность за невыполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" возложена на казну Российской Федерации, с которой взыскана истребуемая сумма в полном объеме.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании кассационной жалобы Минфина Российской Федерации, в которой он просит отменить постановление и оставить решение суда в силе.
Заявитель жалобы считает, что апелляционная инстанция неправильно дала оценку нормативным актам, регулирующим правовой порядок компенсации затрат по предоставлению льгот многодетным семьям по оплате коммунальных услуг.
В заседании суда представитель Минфина РФ жалобу поддержал.
Представитель Минфина Хабаровского края с жалобой не согласился и просил постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителей сторон, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, ОАО Э и Э "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в январе-сентябре 2002 года предоставило многодетным и малообеспеченным семьям льготы по оплате потребляемой тепловой энергии в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
Требования истца возникли в связи с отказом Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района в возмещении ему указанных расходов по мотиву того, что компенсация должна производиться за счет средств бюджетов Российской Федерации и Хабаровского края, которые на реализацию льгот не выделили денежных средств.
Подпунктом "б" пункта 1 настоящего Указа установлена для многодетных семей скидка при оплате коммунальных услуг в размере не ниже 30% установленной платы. Источник финансирования этой льготы в Указе не определен, но предложено Министерству финансов РФ совместно с Министерством социальной защиты населения РФ в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Во исполнение Указа Минфин РФ совместно с Минсоцзащиты населения РФ Письмом от 29.06.1992 за N 51 и N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей", (пункт 2) разъяснили, что скидки на оплату коммунальных услуг производятся за счет средств местных бюджетов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Постановление от 29.06.1992 N 51, N 1-2359-18 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей"
Однако Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Поэтому суд первой и апелляционной инстанции правильный сделали вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет бюджета муниципального образования г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района ввиду невыделения средств в бюджет города на осуществление переданных на муниципальный уровень власти государственных полномочий.
Вместе с тем, возложение судом первой инстанции ответственности по возмещению убытков ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за невыполнение Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" на Хабаровский край является ошибочным.
Согласно Постановлениям Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О концепции реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах" и от 15.08.2001 N 581 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
Статья 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации также предусматривает, исключительно из федерального бюджета финансовое обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, которое приводит к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.
Исходя из указанных норм, а также ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" N 119-ФЗ, (действующего до 07.07.2003) апелляционной инстанцией правомерно сделан вывод, что средства на реализацию льгот, установленных Указом Президента РФ N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей", должны предусматриваться в федеральном бюджете для передачи нижестоящим бюджетам.
Как установлено из материалов дела и не опровергнуто Минфином РФ в лице Управления федерального казначейства, средства компенсаций на осуществление государственных полномочий по предоставлению гражданам льгот по Указу Президента РФ "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" в федеральном бюджете не запланированы и Хабаровскому краю в спорный период не выделялись.
В связи с чем, убытки истца связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг многодетным семьям, обоснованно возмещены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Оснований для отмены постановления апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 08.12.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-10144/2002-43 (АИ-1/398) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/502
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании