Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/264
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Лопатин В.К., юрисконсульт по доверенности N 7/96 от 19.03.2003, Мартыненко Д.В., юрисконсульт по доверенности N 7/94 от 19.03.2003, от ответчиков: от военкомата г. Николаевска-на-Амуре - Дубинецкая Л.С., помощник военного комиссара Хабаровского края по доверенности N ю15 от 17.02.2004, от муниципального образования г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района - Долгих Н.Н., заведующий финансовым отделом Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района по доверенности N 1-20/1369 от 07.07.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" на постановление от 15.12.2003 по делу N А73-4809/2003-31 (АИ-1/1210) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре, муниципальному образованию г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района о взыскании 118925 руб. 27 коп. долга по договору N 88 от 01.01.2003.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме отложено с 02.03.2004 до 10.03.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к военному комиссариату г. Николаевска-на-Амуре о взыскании 118925 руб. 27 коп. долга за потребленную тепловую энергию за период с декабря 2002 г. по апрель 2003 г. согласно договору на отпуск тепловой энергии от 01.01.2003 N 88.
В соответствии со ст. 46 АПК РФ к участию в деле в качестве второго ответчика привлечено муниципальное образование г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района в лице финансового отдела Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района.
Решением от 29.08.2003 иск удовлетворен за счет второго ответчика. Военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре от ответственности освобожден.
Решение мотивировано тем, что согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372, обязанность по оплате коммунальных услуг, оказанных военкоматам, возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, которые в данном случае не предоставили военкомату г. Николаевска-на-Амуре достаточных средств для оплаты фактического теплопотребления.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.12.2003 решение отменено по мотиву неправильного применения Положения о военных комиссариатах и в удовлетворении исковых требований ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" отказано.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что содержание военного комиссариата за счет средств местного бюджета противоречит ст. 87 Бюджетного кодекса РФ, ст. 6 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" и ст. 26 ФЗ "Об обороне".
В кассационной жалобе ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго", ссылаясь на нарушение апелляционной инстанцией суда требований ч. 1 ст. 268 и ч. 2 ст. 269 АПК РФ, предлагает постановление от 15.12.2003 отменить и взыскать сумму долга с военного комиссариата г. Николаевска-на-Амуре.
По мнению заявителя жалобы, суд апелляционной инстанции, установив неправильное применение норм материального права первой инстанцией суда, должен был изменить решение и взыскать спорную сумму с военного комиссариата, который не был признан ненадлежащим ответчиком.
Ответчики отзывы на кассационную жалобу не представили.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" поддержали доводы, изложенные в жалобе, и, уточнив требования по ней, просили отменить как постановление апелляционной инстанции, так и решение суда первой инстанции, не приводя при этом оснований для его отмены.
Представители ответчиков считают постановление апелляционной инстанции и изложенные в нем выводы соответствующими нормам права, поэтому предлагают отказать истцу в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив законность постановления от 15.12.2003, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить по следующим основаниям.
Отказывая во взыскании спорной суммы с муниципального образования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что согласно ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий, которые определены в ст. 6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не предусматривают обязанности по финансированию расходов на оборону.
Как указано в постановлении от 15.12.2003, согласно ст. 26 ФЗ "Об обороне" финансирование расходов на оборону, включая содержание военных комиссариатов, отнесено к государственным полномочиям и находится в ведении федеральных органов исполнительной власти. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только федеральными законами и законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств, а поскольку такие законы не приняты и необходимые финансовые средства из федерального бюджета не передавались, то финансирование расходов на оборону органами местного самоуправления не должно производиться.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Пунктом 2 статьи 7 ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в области обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Этой же статьей Федерального закона установлены функции органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области обороны в пределах их компетенции, к числу которых относятся организация и обеспечение воинского учета, подготовка граждан РФ к военной службе, их призыв на военную службу, военные сборы и призыв по мобилизации, осуществляемые совместно с военными комиссариатами, на что также указано в п. 12 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372 (в редакции от 17.06.2000).
Пунктами 18 и 20 названного Положения установлено, что материально-техническое, финансовое и другие виды обеспечения военных комиссариатов осуществляются Министерством обороны РФ, финансируемым из средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые наряду с другими расходами оплачивают коммунальные услуги, оказанные военкоматам.
Учитывая законодательное отнесение к компетенции органов местного самоуправления ряда вопросов в области обороны (п. 1 ст. 7 ФЗ "Об обороне"), которые реализуются совместно с военкоматами, а также неисследованность обстоятельств финансирования военкомата г. Николаевска-на-Амуре из федерального бюджета, вывод суда апелляционной инстанции о том, что нормы Положения о военных комиссариатах противоречат нормам федеральных законов, а поэтому во внимание не принимаются в силу ст. 120 Конституции РФ, является необоснованным.
Отрицая возможность возложения на муниципальное образование обязанности по оплате коммунальных услуг, оказанных военкомату г. Николаевска-на-Амуре, суд апелляционной инстанции не исследовал и не дал оценку имеющимся в деле: смете доходов и расходов военкомата г. Николаевска-на-Амуре на 2003 г., утвержденной финансовым отделом Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, отчетам об исполнении сметы по состоянию на 01.01.2003 и на 01.07.2003, решению собрания депутатов г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района от 20.05.2003 N 138 об утверждении расходов местного бюджета на финансирование военкомата г. Николаевска-на-Амуре в 2003 г. в сумме 750000 руб., справке-уведомлению финансового отдела от 03.09.2003 N 132 об уточнении бюджетного финансирования военкомата и другим доказательствам.
Кроме того, апелляционная инстанция, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований за счет муниципального образования, не рассмотрела иск в отношении военного комиссариата. Постановление от 15.12.2003 не содержит мотивов, по которым суд апелляционной инстанции пришел к выводу о невозможности удовлетворения иска за счет первого ответчика.
Между тем военный комиссариат г. Николаевска-на-Амуре является стороной по договору от 01.01.2003 N 88, обязанной в силу ст. 309 ГК РФ и пунктов 1.1, 4.1.21 договора оплачивать принятую тепловую энергию.
Предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предоставлять частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает первого ответчика, как сторону договора N 88, от исполнения принятых на себя обязательств.
Кроме того, отсутствие денежных средств у должника по договору не может служить основанием для отказа в иске к этому лицу, а учитывается лишь на стадии исполнительного производства.
Данное обстоятельство нашло свое отражение в "Правилах взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.02.2001 N 143.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что постановление от 15.12.2003, принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права, подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда, которой надлежит установить обстоятельства финансирования военного комиссариата из средств федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и муниципального образования, и рассмотреть исковые требования в отношении обоих ответчиков с соблюдением требований ст. 71, ч. 2 ст. 271 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 15.12.2003 по делу N А73-4809/2003-31 (АИ-1/1210) Арбитражного суда Хабаровского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/264
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании