Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-1/372
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Пожарский район на решение от 22.08.2003, постановление от 11.11.2003 по делу N А51-3559/03 3-110 Арбитражного суда Приморского края, по иску закрытого акционерного общества "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" к Администрации муниципального образования Пожарский район о понуждении принять имущество в муниципальную собственность.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ изготовление мотивированного постановления откладывалось до 10.03.2004.
Закрытое акционерное общество "Лучегорский топливно-энергетический комплекс" (далее - ЗАО "ЛуТЭК") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации муниципального образования Пожарский район о понуждении принять в муниципальную собственность объекты жилого фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения общей балансовой стоимостью 5109641 рубль.
Решением суда от 22.08.2003 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции суда от 11.11.2003 решение оставлено без изменения.
Принятые по настоящему делу судебные акты мотивированы действующим федеральным законодательством, регулирующим порядок передачи спорного имущества, не включенного в уставный капитал приватизированных предприятий, в муниципальную собственность.
Законность указанных судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе ответчика.
Обжалуя решение и постановление суда, муниципальное образование просит их отменить и разрешить спор по существу, обязав ЗАО "ЛуТЭК" предоставить ему необходимую для эксплуатации передаваемых объектов техническую документацию, машины и механизмы либо профинансировать их приобретение. Заявитель жалобы не исключает возможность урегулирования спора миром.
Истец представил отзыв на жалобу, в котором доводы муниципального образования отклонил со ссылками на состоявшуюся передачу этому лицу рентабельных объектов: котельной, напорной башни, насосной станции, на неосновательность уклонения от приемки остального имущества, а также на то, что Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 к спорным правоотношениям неприменимо, и что условия и порядок передачи спорных объектов к предмету настоящего иска не относятся.
Надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства стороны в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности обжалуемых решения и постановления установлено, что они подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
ЗАО "ЛуТЭК" является правопреемником ОАО "Приморская ГРЭС", к которому в 1996 году в связи с реорганизацией присоединено структурное подразделение бывшего АООТ "Дальэнерго" (ныне ОАО ЭиЭ "Дальэнерго") - сельскохозяйственное объединение "Лучегорское" со всеми находящимися у последнего на балансе объектами жилого фонда и соцкультбыта общей стоимостью 5495092 рубля.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из Постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Закона РФ о 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах жилищной политики", так как установил, что в уставный капитал приватизированного предприятия спорные объекты не включены.
Данное обстоятельство подтверждено имеющимся в материалах дела постановлением Комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 19.06.2001 N 45-П с Приложениями N 1 и 2, пунктом 2 которого предусмотрена передача спорного имущества в собственность Пожарского района Приморского края.
Ранее, до 21.03.1996, спорное имущество состояло на балансе сельскохозяйственного объединения "Лучегорское", однако статус самостоятельного юридического лица с 21.03.1996 данное лицо утратило, поэтому к спорным правоотношениям Постановление Правительства РФ от 17.07.1997 N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" неприменимо и в данной части доводы ответчика отклонены судами на законном основании.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату Постановления Правительства РФ N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность" следует читать как "17.07.1995"
При вынесении судебных актов суды обеих инстанций руководствовались и Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность", однако обстоятельства, связанные с соблюдением истцом требований этого нормативного акта, не исследованы и соответствующие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Между тем, для передачи не вошедшего в план приватизации истца спорного имущества не достаточно утверждения КУГИ данного плана, так как пунктом 5 упомянутого Постановления Правительства РФ как одно из основных условий такой передачи предусмотрено, что муниципальному образованию должны предоставляться одновременно и денежные средства, необходимые для содержания передаваемого имущества, и производственные помещения (за исключением находящихся на территории приватизированного предприятия), а также машины и механизмы, предназначенные исключительно для обслуживания этого имущества по нормам, действующим в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Не разрешен судами и вопрос о возможности достижения сторонами (на основании того же пункта Постановления Правительства РФ) договоренности о замене необходимых ответчику помещений, машин, механизмов и технических средств на другие или о передаче финансовых средств на их приобретение, строительство, финансирование.
Признаются правомерными доводы заявителя жалобы о невыполнении истцом сроков передачи необходимой технической документации на спорные объекты (технических паспортов, проектно-сметной документации, актов приемки в эксплуатацию), поскольку из имеющейся в деле переписки сторон усматривается, что сроки приемки спорных объектов зависят главным образом от финансового обеспечения затрат района на обслуживание и содержание жилищно-коммунальной сферы с. Нагорное, для открытия которого необходим данный пакет документов.
При досудебном урегулировании спора истец ограничился предоставлением ответчику (по запросу последнего) перечня передаваемых объектов.
Доказательства предъявления Администрации Пожарского района необходимой эксплуатационной документации в полном объеме истцом в суд также не предъявлены, поэтому выводы обеих судебных инстанций о том, что исковое требование правомерно, судом кассационной инстанции признаются недостаточно обоснованными.
Ссылки ЗАО "ЛуТЭК" (в возражении на кассационную жалобу) на то, что упомянутое постановление для него не обязательно и на то, что условия и порядок передачи спорных объектов к предмету иска не относятся, являются ошибочными, поскольку противоречат не только данному нормативному акту, предусматривающему гарантии для местных бюджетов, но и действующему законодательству о местном самоуправлении.
Так статьей 86 БК РФ предусмотрена компенсация бюджетам данного уровня всех расходов, связанных с исполнением законодательных и иных нормативных актов.
Дополнительные гарантии обеспечения указанных прав муниципальных образований содержит и Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2002 N 1453-р.
Данное распоряжение, как и ранее принятое Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 235 действительно лишь рекомендует хозяйствующим субъектам передачу объектов соцкультбыта в муниципальную собственность, но при реализации данного права соблюдение действующего порядка и условий такой передачи для них обязательно.
При новом рассмотрении суду, таким образом, необходимо исследовать обстоятельства, относящиеся к соблюдению истцом условий и порядка передачи в муниципальную собственность Пожарского района объектов соцкультбыта с баланса ЗАО "ЛуТЭК", для разрешения вопроса о наличии или отсутствии в действиях ответчика вины.
Руководствуясь статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение и постановление Арбитражного суда Приморского края от 22.08.2003, 11.11.2003 по делу N А51-3559/03 3-110 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-1/372
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании