Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 10 марта 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3700
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ООО "С" - Мамедов В.Э., юрист по доверенности N 8 от 29.02.2004; Скакалин С.Н., заместитель директора по доверенности N 1 от 01.01.2004; Замяткин И.Н., директор, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области на постановление от 16.10.2003 по делу N А37-1496/03-8/5а Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "С" к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 10.03.2004.
Общество с ограниченной ответственностью "С" обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Магаданской области (далее - инспекция по налогам и сборам) N ИС-02-13/488 от 09.06.2003 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 21.08.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ООО "С", являясь участником Особой экономической зоны (далее - ОЭЗ) в Магаданской области, при осуществлении на территории ОЭЗ финансово-хозяйственной деятельности неправомерно воспользовалось льготой по уплате налогов в федеральный бюджет, поэтому привлечение его к налоговой ответственности и доначисление налога на прибыль в федеральный бюджет, соответствующих пеней, является обоснованным и законным.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.10.2003 решение суда изменено: решение налогового органа признано недействительным в части привлечения ООО "С" к налоговой ответственности по части 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) по налогу на прибыль за 2001 год в сумме 53219 руб., по доначислению налога на прибыль в сумме 269188 руб., пени в сумме 92537 руб. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что финансово-хозяйственная деятельность ООО "С" полностью соответствует требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность участника ОЭЗ, поэтому применение льготы по уплате налога на прибыль в федеральный бюджет правомерно. Следовательно, у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для привлечения ООО "С" к налоговой ответственности.
В кассационной жалобе, в дополнениях к кассационной жалобе б/н от 01.03.2004 инспекция по налогам и сборам просит отменить постановление апелляционной инстанции в связи с допущенными нарушениями норм материального права и оставить в силе решение суда. По мнению заявителя жалобы, деятельность ООО "С" не отвечает требованиям Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.08.2000 N 646). Налоговый орган полагает, что ООО "С" оказывало свои услуги не пользователям услуг связи, находящимся на территории ОЭЗ, а ОАО "Ростелеком" (в лице ТЦМС-19), зарегистрированному в г. Москве.
ООО "С" в отзыве на кассационную жалобу, в дополнительных возражениях б/н от 02.03.2004, в заседании суда кассационной инстанции отклоняет доводы кассационной жалобы, считает принятое судом апелляционной инстанции постановление законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, дополнениях к ней, в отзыве на кассационную жалобу, возражениях на нее, заслушав мнение представителей ООО "С", проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено материалами дела, инспекцией по налогам и сборам проведена выездная налоговая проверка ООО "С" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. Результаты проверки отражены в акте N 02 Д 116 от 12.05.2003, на основании которого, с учетом возражений ООО "С", налоговым органом принято решение N ИС-02-13/488 от 09.06.2003 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно данному решению, ООО "С" было привлечено за совершение налогового правонарушения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в сумме 600 руб.; пунктом 1 статьи 122 НК РФ за 2001 год в доле федерального бюджета в виде штрафа в сумме 53219 руб.
ООО "С" предложено в добровольном порядке уплатить налог на прибыль, в том числе за 2001 год в федеральный бюджет - 274735 руб., пени за несвоевременную уплату налога - 92537 руб.
В указанных выше частях решение инспекции по налогам и сборам оспорено ООО "С" в арбитражный суд.
Как правомерно установлено арбитражным судом обеих инстанций, ООО "С" является участником ОЭЗ в Магаданской области, что подтверждается свидетельством от 17.07.1999 N 000572 (регистрационный номер 000033), выданным Администрацией ОЭЗ в Магаданской области.
Согласно статье 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.1999, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Настоящее положение действует до 31.12.2005.
Во исполнение статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьи 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" Правительством РФ принято Постановление от 31.08.2000 N 646, пунктом 1 которого предусмотрено, что операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ относятся и к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:
- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- объекты операций находятся (выполняются, оказываются) на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.
ООО "С" является оператором сети электросвязи общего пользования, согласно лицензии АО 1004 N 10920, оказывает услуги:
- местной телефонной связи сети общего пользования на территории Магаданской области с использование собственных средств (пункт 1);
- доступ пользователей своей сети к сетям операторов междугородной, международной связи с использованием собственных средств (пункт 12).
Доначисление налога и привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ произведено налоговым органом на основании анализа посреднической деятельности ООО "С" в 2001 году по договорам, заключенным с ОАО "Ростелеком", в лице ТЦМС-19, на предоставление пользователям доступа к услугам междугородной и международной электронной связи.
Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что отношения между ОАО "Ростелеком" и ООО "С" являются отношениями о межсетевом взаимодействии по организации. Данный вывод сделан на основании анализа хозяйственных операций по предоставлению услуг пользователям ООО "С": принятие заказов на оформление, чеков контрольно-кассовых машин, соответствующей квитанции, выдача карт СТК.
В акте проверки и в решении налогового органа отсутствуют какие-либо указания на то, что хозяйственные операции осуществлялись ООО "С" вне пределов ОЭЗ и вне пределов Магаданской области, либо имелись какие-либо нарушения в оформлении первичных учетных документов.
Материалами дела также не подтверждается и факт того, что услуги пользователям связи оказывало непосредственно ОАО "Ростелеком", в лице ТЦМС-19, и вне пределов Магаданской области и ОЭЗ.
Является обоснованным вывод суда апелляционной инстанции и о том, что налоговым органом документально не доказано, что доход ООО "С" был получен непосредственно от ОАО "Ростелеком". Более того, в материалах дела имеются платежные поручения, из содержания которых следует, что денежные средства, поступившие на расчетный счет ООО "С", поступили от пользователей услуг связи, которые зарегистрированы на территории Магаданской области и ОЭЗ, "за фактически пропущенный междугородный и международный трафик".
С учетом фактических обстоятельств дела, на основе анализа всех представленных лицами, участвующими в деле, доказательств, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о том, что доход ООО "С" получен от операций финансово-хозяйственной деятельности, подпадающей под критерии, установленные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2000 N 646: услуги оказаны участником ОЭЗ, операции совершены на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, услуги оказаны лицам, находящимся на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области.
Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "С" правомерно воспользовалось правом на льготу, предусмотренную статьей 5 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Магаданской области" N 104-ФЗ от 31.05.1999, в связи с чем решение налогового органа о доначислении налога на прибыль в федеральный бюджет (в оспариваемой сумме), начисление пеней, а также привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является неправомерным, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в данной части в удовлетворении требований, заявленных ООО "С".
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции правомерно оставил без изменения решение суда первой инстанции в части отказа в признании недействительным оспариваемого решения налогового органа по привлечению налогоплательщика - ООО "С" к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ за непредставление документов в сумме 600 руб., доначисления налога на прибыль в доле местного бюджета за 2000 год в сумме 117238 руб., доначисления налога на прибыль по договору на посреднические услуги в сумме 5547 руб. (по договорам с ОАО "РТКомм РУ" и ЗАО "Глобал Тел" (274735 руб. - 5547 руб.= 269188 руб.).
В данной части решение арбитражного суда в апелляционном порядке ООО "С" не оспаривалось и, в силу пункта 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в суде апелляционной инстанции не рассматривалось (л.д. 14, т. 4), так как в данной части решение налогового органа ООО "С" признано обоснованным.
При изложенных выше обстоятельствах, по доводам кассационной жалобы основания для ее удовлетворения и отмены постановления апелляционной инстанции у суда кассационной инстанции не имеются.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 16.10.2003 по делу N А37-1496/03-8/5а Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А37/03-2/3700
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании