Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 января 2004 г. N Ф03-А49/03-2/3325
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Камсиафуд", город Петропавловск-Камчатский на решение от 04.08.2003 по делу N А49-3117/02-12 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камсиафуд", город Петропавловск-Камчатский к Петропавловск-Камчатской таможне о признании незаконным решения от 02.08.2002 N 11/4328.
По окончании объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва, судебное заседание продолжено. Изготовление постановления в полном объеме откладывалось по правилам статьи 176 этого же Кодекса.
Общество с ограниченной ответственностью "Камсиафуд" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным решения Петропавловск-Камчатской таможни от 02.08.2002 N 11/4328 об отказе в возврате таможенных платежей.
Решением суда от 04.08.2003 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для признания уплаченных обществом таможенных платежей при помещении судна "Географ" под таможенный режим переработка вне таможенной территории, впоследствии измененного на режим выпуска для свободного обращения, излишними. Поэтому суд пришел к выводу о соответствии нормам таможенного законодательства оспариваемого решения таможенного органа.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество подало кассационную жалобу, в которой указывает на неправильное применение судом норм материального права, в связи с чем предлагает решение суда отменить и принять новое об удовлетворении требований. Доводы, изложенные в жалобе, сводятся к тому, что судом не учтено Положение об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 N 517, в пункте 9 которого закреплены условия освобождения от обложения таможенными пошлинами и налогами при обратном ввозе транспортных средств на территорию Российской Федерации после ремонта вне таможенной территории Российской Федерации. Поскольку такие условия обществом соблюдены, заявитель жалобы считает правомерным свои требования о возврате таможенных платежей, как излишне уплаченных.
Петропавловск-Камчатская таможня в отзыве на жалобу возражает против отмены решения суда, полагая, что нормы материального права арбитражным судом применены правильно, выводы соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в судебном заседании не приняли.
Ходатайство заявителя жалобы от отложении ее рассмотрения ввиду невозможности участия в судебном заседании адвоката по причине нахождения в командировке судом кассационной инстанции отклонено, поскольку заявитель не лишен права назначить любое другое доверенное лицо.
Проверив законность состоявшегося по делу судебного акта, изучив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции пришел к выводу о необходимости отмены решения суда и направлении дела на новое рассмотрение.
Как видно из установленных судом обстоятельств, общество по грузовой таможенной декларации N 10705000/280102/0000140 в отношении принадлежащего ему рыбопромыслового судна "Географ", на котором за пределами таможенной территории Российской Федерации был произведен текущий ремонт, заявило таможенный режим переработка вне таможенной территории с уплатой таможенного платежа в виде таможенного сбора за таможенное оформление в сумме 2683 руб. 48 коп. Впоследствии действие этого режима было прекращено путем подачи обществом грузовой таможенной декларации N 10705000/120202/0000226 с заявлением таможенного режима "выпуск для свободного обращения" с уплатой таможенной пошлины, НДС и таможенного сбора за таможенное оформление, всего в сумме 742303 руб. 97 коп. Полагая, что имеет место излишняя уплата таможенных платежей по двум вышеназванным ГТД в сумме 744987 руб. 45 коп., общество обратилось с заявлением в Петропавловск-Камчатскую таможню с просьбой о возврате названной суммы. Таможенный орган письмом от 02.08.2002 N 11/4328 отказал обществу в возврате истребуемой суммы.
Проверяя правомерность отказа Петропавловск-Камчатской таможни произвести возврат таможенных платежей, арбитражный суд посчитал, что упомянутое решение соответствует нормам таможенного законодательства.
С выводами суда нельзя согласиться, поскольку при принятии судебного решения не учтены следующие обстоятельства.
Обществом в отношении упомянутого судна в соответствии со статьей 87 Таможенного кодекса Российской Федерации был заявлен таможенный режим переработка вне таможенной территории. В соответствии с данной нормой права, содержание этого таможенного режима заключается в том, что российские товары вывозятся без применения к ним мер экономической политики и используются вне таможенной территории Российской Федерации с целью их переработки и последующего выпуска продуктов переработки в свободное обращение на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным освобождением от таможенной пошлины и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Буквальное толкование рассматриваемой таможенной нормы означает, что правовая регламентация режима переработка вне таможенной территории предусматривает последующий выпуск продуктов переработки в свободное обращение, что не имеет отношения к понятию содержания таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения, урегулированного главой 4 Таможенного кодекса Российской Федерации (статья 30 и 31 этого Кодекса). Условия помещения товаров под этот режим содержат, в том числе, правило об уплате в отношении товаров таможенной пошлины, налогов и внесение иных таможенных платежей.
В этой связи аргументация таможенного органа об обязательной уплате названных таможенных платежей при помещении товаров под режим выпуска для свободного обращения соответствует нормам статьи 31 Таможенного кодекса Российской Федерации.
Однако требования общества заключаются в том, что не подлежали уплате таможенные платежи при обратном ввозе на таможенную территорию Российской Федерации подвергшегося ремонту транспортного средства, поскольку операция в виде технического обслуживания не привела к увеличению стоимости транспортного средства по сравнению с его балансовой стоимостью на момент вывоза, что закреплено пунктом 9 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 N 517 "О временном ввозе (вывозе) транспортных средств". В этой части доводы жалобы судом кассационной инстанции приняты во внимание. В материалах дела (л.д. 20) имеется акт выборочной проверки финансово-хозяйственной деятельности ООО "Камсиафуд" N 10750/120802/73, в котором зафиксировано, что балансовая стоимость СРТМ-К "Географ" после его технического обслуживания в порту Пусан не изменилась.
Данный документ подлежал проверке и исследованию в связи с заявленными обществом требованиями о неправомерном невозврате таможенных платежей, уплаченных по двум ГТД.
Согласно пункту 9 вышеназванного Положения, при обратном ввозе транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации не взимаются только таможенные пошлины и налоги, тогда как в составе суммы 744987 руб. 45 коп. значатся таможенные сборы за таможенное оформление, в отношении которых в названной правовой норме не указано о возможности их неуплаты при возникшей ситуации.
Проверка требований общества и возражений таможенного органа судом свелась к установлению факта об отсутствии излишней уплаты обществом таможенных платежей ввиду изменения таможенного режима, тогда как не исследованными остались обстоятельства относительно того, насколько правомерны требования общества о наличии у него права претендовать на возврат таможенной пошлины и НДС в случае неувеличения балансовой стоимости транспортного средства после произведенного ремонта судна вне таможенной территории Российской Федерации. В этой связи вопрос о правомерности заявления таможенного режима в порядке 4 главы Таможенного кодекса Российской Федерации не рассматривался.
Принимая во внимание, что выводы суда не соответствуют установленным обстоятельствам по делу, поэтому нуждаются в дополнительной проверке требования общества о его праве на возврат излишней суммы таможенных платежей с позиций установления обстоятельств обоснованности заявления обществом таможенного режима выпуска товаров для свободного обращения, с которым законодательство связывает как наличие такого права, так и наступление определенных последствий при рассмотренной ситуации. От исследования названных обстоятельств зависит вывод суда по существу заявленных требований.
По изложенному, решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине разрешить суду при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.08.2003 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А49-3117/02-12 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 января 2004 г. N Ф03-А49/03-2/3325
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании