Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/66
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска: С.И. Кшевина - начальник юридического отдела по доверенности N 03-2 от 05.01.2004, И.А. Бушуева - начальник отдела камеральных проверок по доверенности N 03-1 от 05.01.2004, от ИП К.Р.: А.В. Мошкин - адвокат по доверенности б/н, от 16.01.2004, К.Р. - частный предприниматель по паспорту 08 99 N 039260 от 02.08.1999, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска, на постановление от 30.10.2003 по делу N А73-5658/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска к индивидуальному предпринимателю К.Р. о взыскании 236460 руб. 60 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 03.03.2004.
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Хабаровска обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя К.Р. налога с продаж, налога на добавленную стоимость, пени и штрафных санкций на сумму 236460 руб. 60 коп.
До рассмотрения спора по существу заявленная сумма требований снижена до 104773 руб. 91 коп., из которых 56193 руб. 01 коп. - пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 6690 руб. 90 коп. - пени за несвоевременную уплату налога с продаж, 41890 руб. - штрафные санкции.
Решением от 27.08.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инспекции от 30.10.2003 решение суда в части взыскания с индивидуального предпринимателя К.Р. пени по налогу на добавленную стоимость в сумме 56193 руб. 01 коп., штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 22484 руб. отменено, в удовлетворении требования инспекции по налогам и сборам в указанной части отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Отменяя решение суда в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость и штрафа по налогу на добавленную стоимость, суд пришел к выводу, что введение обязанности по уплате налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей создало менее благоприятные условия для их хозяйствования как субъектов малого предпринимательства, в связи с чем в силу статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в течение первых четырех лет хозяйствования предприниматель подлежит налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.
Взыскание пени за несвоевременную уплату налога с продаж и штрафа за непредоставление налоговых деклараций и неполную уплату налога судом признано правомерным.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции в части отказа в заявленных требованиях, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой предлагает постановление апелляционной инстанции частично отменить, а решение суда оставить в силе, полагая, что судебный акт принят с нарушением норм материального права.
В соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных актов, воспроизводящие или содержащие такие положения, какие постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть приведены в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Однако в настоящий момент каких-либо изменений, отменяющих положения статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" законодательно вынесено не было.
Предприниматель К.Р. и его представитель в судебном заседании против доводов кассационной жалобы возражают, считают вынесенное постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району города Хабаровска проведена выездная налоговая проверка индивидуального предпринимателя К.Р. по вопросам соблюдения налогового законодательства, по результатам которой составлен акт N 09-2544ДСП от 26.12.2002. Решением от 17.02.2003 N 09-266ДСП предприниматель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового законодательства, ему доначислены суммы налога с продаж, налога на добавленную стоимость и пени за несвоевременную уплату сумм налога.
Требованием N ТФ 27240220030092 от 13.02.2003 предложено уплатить в срок до 13.03.2003 налог с продаж в сумме 19269 руб., налог на добавленную стоимость в сумме 112417 руб. 69 коп., пени по налогу с продаж в сумме 6690 руб. 90 коп., по налогу на добавленную стоимость - 56193 руб. 01 руб., штрафные санкции в сумме 41890 руб.
Учитывая, что 131686 руб. 69 коп. предпринимателем внесены в бюджет добровольно, заявленные инспекцией по налогам и сборам требования на эту сумму до рассмотрения дела по существу уменьшены.
Судом апелляционной инстанции установлено, что предприниматель К.Р. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 12.07.1999.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 24.12.1999 "О налогах и сборах Хабаровского края" предприниматель в проверяемом периоде являлся плательщиком налога с продаж.
А поскольку при реализации услуг и товаров предприниматель исчислял и предъявлял покупателям налог с продаж, но не перечислял полученный налог в бюджет, налоговым органом обоснованно исчислен налог с продаж в сумме 19269 руб., пени - 6690 руб. 90 коп. и штраф за непредставление налоговых деклараций за II, III, IV кварталы 2001 года по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 15552 руб. и за неуплату налога по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 3854 руб.
Решение и постановление апелляционной инстанции в этой части является законным и обоснованным, предпринимателем К.Р. не обжалуются.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции признано неправомерным взыскание пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость и налоговых санкций по этому налогу.
Вывод суда обоснован, соответствует действующему законодательству и материалам дела.
С 01.01.2001 статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации введена обязанность уплаты налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей.
Однако согласно статье 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае, если изменение налогового законодательства создает менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то течение первых четырех лет хозяйствования последнего подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-0 разъяснено, что ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Поэтому суд, установив, что введение обязанности уплаты налога на добавленную стоимость изменило условия хозяйствования предпринимателя, так как законодательством предусмотрены дополнительные обязанности и создало менее благоприятные условия, обоснованно пришел к выводу о том, что предприниматель К.Р. не является плательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем, у налогового органа отсутствовали основания для исчисления пени и налоговых санкции.
Инспекция по налогам и сборам полагает, что взыскание с предпринимателя налога на добавленную стоимость, пени и штрафа правомерно, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 87 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" положения нормативных актов, воспроизводящие или содержащие такие положения, какие Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть приведены в соответствии с Конституцией Российской Федерации, однако каких-либо изменений, отменяющих положения статьи 3 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" законодательно внесено не было.
Однако в статье 87 Федерального Конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" одновременно указано, что решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции от 30.10.2003 по делу N А73-5658/2003-10 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-2/66
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании