Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 28 января 2004 г. N Ф03-А04/03-2/3526
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя Администрации города Райчихинска - Стаценко Я.А., ведущий специалист по юридическим вопросам по доверенности N 1-13/1079 от 28.08.2003, от третьего лица: ООО "Ремонтник" - Бурдинская Л.В., главный экономист по доверенности б/н от 03.06.2003, Мороз А.Н., юрисконсульт по доверенности б/н от 03.06.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов Российской Федерации в Амурской области на решение от 30.09.2003 по делу N А04-3079/03-9/282 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Администрации города Райчихинска к Контрольно-ревизионному управлению Министерства финансов Российской Федерации в Амурской области, 3-и лица: общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник", Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Амурской области о признании недействительным представления от 08.05.2003 N 23-03-08/37.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) мотивированное постановление изготовлено 28.01.2004.
Администрация города Райчихинска (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительным представления от 08.05.2003 N 23-03-08/37 Контрольно-ревизионного управления Минфина Российской Федерации в Амурской области (далее - контрольно-ревизионное управление, КРУ).
Третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтник" (далее - Общество) и Управление федерального казначейства Минфина РФ по Амурской области (далее - Казначейство).
Решением суда от 30.09.2003 заявленное требование удовлетворено со ссылкой на то, что материалами дела не подтверждается факт использования Администрацией бюджетных средств в сумме 1450 тыс. руб. не по целевому назначению, поэтому у КРУ отсутствовали правовые основания для вынесения оспариваемого представления.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность принятого судебного решения проверяется по жалобе КРУ, которое, не оспаривая выводы суда об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств, считает, что решение подлежит отмене, а производство по делу - прекращению, поскольку оспариваемое представление не имеет властно-распорядительного характера, не несет обязательных предписаний для Администрации, а лишь содержит предложения по устранению выявленных нарушений, не влечет каких-либо санкций, а также юридически значимых последствий, затрагивающих права и законные интересы заявителя, то есть не отвечает основным признакам ненормативного правового акта. По мнению заявителя, данный спор арбитражному суду не подведомствен.
Администрация города Райчихинска и ООО "Ремонтник" отзывы на жалобу не представили, но их представители в судебном заседании просили жалобу оставить без удовлетворения, а судебное решение - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Казначейство отзыв на жалобу не представило, участие в судебном заседании, также как и КРУ, не принимало, хотя они надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного решения и удовлетворения жалобы.
Из материалов дела установлено, что контрольно-ревизионным управлением проведена проверка целевого использования Администрацией г. Райчихинска средств государственной поддержки угольной отрасли, направленных в 2002 году на реализацию федеральных программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, в ходе которой установлено нецелевое использование средств в сумме 1450 тыс. руб., о чем составлен акт проверки от 08.05.2003.
В этот же день контрольно-ревизионным управлением в адрес Главы города Райчихинска выдано представление N 23-03-08/37, в котором КРУ указывает на нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1450 тыс. руб. и предлагает указанную сумму востребовать с ООО "Ремонтник", с учетом штрафных санкций, в фонд местного развития г. Райчихинска. В случае невозмещения указанной суммы после 02.06.2003 управлением будет направлено в органы федерального казначейства представление на уменьшение финансирования Администрации на сумму средств, использованных не по целевому назначению.
Администрации города предложено ужесточить контроль за целевым использованием средств государственной поддержки угольной промышленности, принять по результатам проверки распоряжение об устранении выявленных нарушений, которое необходимо представить в КРУ в срок до 15.05.2003, а в срок до 02.06.2003 представить информацию о выполнении данного представления.
Администрация не согласилась с указанным представлением и обратилась с заявлением в арбитражный суд, который на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств правомерно удовлетворил заявленное требование, поскольку не установил использование Администрацией средств государственной поддержки угольной промышленности в сумме 1450 тыс. руб. не по целевому назначению, а именно: направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, как это предусматривает статья 289 Бюджетного кодекса РФ.
Судебный акт в этой части является законным и обоснованным и контрольно-ревизионным управлением не обжалуется.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что оспариваемое представление не является ненормативным актом и не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Указанный довод является ошибочным, поскольку противоречит статье 198 АПК РФ, часть первая которой, в частности предусматривает, что организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 6 Положения о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 888, Управление имеет право давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания указанной нормы права следует, что выданное КРУ представление в адрес руководителя ревизуемой организации является обязательным для исполнения, устанавливающим определенные обязанности конкретного лица, то есть оно является ненормативным правовым актом, который может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Оспариваемое представление контрольно-ревизионного управления устанавливает факт нецелевого использования Администрацией бюджетных средств в сумме 1450 тыс. руб., предлагает ей принять меры по их взиманию и внесению в фонд местного развития города Райчихинска. В случае невозмещения указанных средств в срок до 02.06.2003, они будут взысканы путем уменьшения бюджетных ассигнований по кодам бюджетной классификации, о чем будет направлено представление в адрес Казначейства.
Материалами дела подтверждается, что такое представление КРУ в адрес Казначейства направлено и последним принято постановление N 7 о бесспорном списании с Администрации денежных средств в сумме 1450 тыс. руб.
Поскольку материалами дела не подтверждается факт нецелевого использования бюджетных средств Администрацией, то арбитражным судом сделан правомерный вывод о том, что оспариваемое представление контрольно-ревизионного управления не соответствует Бюджетному кодексу РФ, в частности статье 289, нарушает права и законные интересы Администрации, поэтому является недействительным.
С учетом изложенного, является ошибочным довод заявителя жалобы о том, что заявление Администрации о признании недействительным представления КРУ от 08.05.2003 не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поэтому у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены принятого судебного акта по доводам, изложенным в жалобе, и для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 30.09.2003 по делу N А04-3079/03-9/282 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд поддержал позицию нижестоящей инстанции о подведомственности арбитражным судам дел об оспаривании ненормативных правовых актов властно-распорядительного характера, изданных контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ в субъекте РФ. Поводом для возникновения спора послужило обращение в арбитражный суд администрации города с заявлением о признании недействительным представления КРУ об устранении допущенных нарушений финансовой дисциплины. КРУ полагало, что оспариваемое представление не является ненормативным актом и не может быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Суд кассационной инстанции пояснил, что в соответствии со ст. 198 АПК РФ организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности. Контрольно-ревизионное управление Минфина России в субъекте РФ имеет право давать обязательные указания об устранении выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. Выданные КРУ представления устанавливают обязанности для конкретных лиц ревизуемых организаций и обязательны для исполнения. Таким образом, они являются ненормативными правовыми актами и могут быть предметом рассмотрения в арбитражном суде.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 января 2004 г. N Ф03-А04/03-2/3526
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании