Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 12 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-1/356
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Капустина Л.В. - юрисконсульт по доверенности N ДВЭУК-71/2695Д от 25.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 02.09.2003, постановление от 25.11.2003 по делу N А51-4347/2003 13-133 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Партизанского отделения Дальэнергосбыт к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации муниципального образования г. Партизанска, Администрации Приморского края, Управлению федерального казначейства Минфина России по Приморскому краю о взыскании 28659,60 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления в полном объеме отложено до 12 марта 2004 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Дальэнерго" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Министерству финансов Российской Федерации, Администрации муниципального образования г. Партизанска, Администрации Приморского края, Управлению федерального казначейства Минфина России по Приморскому краю о взыскании 28659,60 руб., составляющих расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" за период с 01.03.2002 по 31.12.2002.
Решением от 04.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2003, исковые требования истца удовлетворены в полном объеме путем взыскания долга с Минфина РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой заявитель просит их отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что взыскание расходов по оплате коммунальных услуг почетным донорам за счет федерального бюджета является неправомерным, так как в силу статьи 4 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" финансирование расходов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ, которые не были утверждены.
Следовательно, незаконное бездействие, по его мнению, допущено также органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца с кассационной жалобой не согласился и просил судебные акты оставить без изменения.
Представители других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, участия в деле не принимали.
Как следует из документов, ОАО ЭиЭ "Дальэнерго" за счет собственных средств в период март-декабрь 2002 года в соответствии с Законом РФ "О донорстве крови и ее компонентов" предоставило льготы по оплате за потребленную электрическую энергию гражданам, проживающим в г. Партизанске, на общую сумму 28659 руб. 60 коп.
В связи с невозмещением ответчиками указанных расходов, ОАО ЭиЭ "Дальэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов" граждане, награжденные знаком "Почетный донор России", имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Как установлено судами обеих инстанций, на федеральном, краевом и муниципальном уровнях такие программы не принимались. В бюджете Приморского края отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Арбитражный суд Приморского края, удовлетворяя исковые требования ОАО ЭиЭ "Дальэнерго", правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, которым предусмотрено, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производится за счет средств федерального бюджета.
Данная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.
Взыскание расходов истца за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", согласно которым ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.
Довод, изложенный в кассационной жалобе об отсутствии противоправных действий Минфина РФ в том, что истцу не компенсированы его расходы, поскольку оно действовало строго в рамках, определенных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год", был предметом рассмотрения в судебных инстанция и ему дана надлежащая оценка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 273 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации" (в редакции от 18.06.1999) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета. Кроме того, в рамках настоящего процесса Министерство финансов РФ представляет интересы Российской Федерации, выступая от имени ее казны, исходя из положений статей 1071, 125 Гражданского кодекса РФ.
Неосновательно заявление Минфина РФ о включении в сумму исковых требований НДС, поскольку материалами дела не подтверждено, что истцом предъявлены к оплате за электроэнергию суммы с учетом этого налога.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.09.2003, постановление апелляционной инстанции от 25.11.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-4347/03 13-133 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-1/356
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании