Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 марта 2004 г. N Ф03-А04/04-1/313
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Белоцерковский А.Г. - юрисконсульт по доверенности N НЮ-436 от 30.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управление федерального казначейства по Амурской области на решение от 03.12.2003 по делу N А04-3817/03-12/132 Арбитражного суда Амурской области, по иску федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги к Министерству обороны РФ, Министерству финансов РФ, 3-и лица: УФК МФ РФ по Амурской области, Финуправление администрации г. Белогорска, администрация г. Белогорска, финдепартамент администрации Амурской области, администрация Амурской области о взыскании 63606,78 руб.
В соответствии со статьей 176 АПК РФ мотивированное постановление кассационной инстанции изготовлено 05.03.2004.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений водоснабжения и водоотведения Забайкальской железной дороги обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства МФ РФ по Амурской области о взыскании убытков в сумме 63606,78 рублей, которые истец понес в связи с предоставлением в апреле, мае и июне 2002 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных Федеральным законом от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены финансовое управление Администрации г. Белогорска, Администрация г. Белогорска, финансовый департамент администрации Амурской области, администрация Амурской области.
До принятия решения по делу истец заявил ходатайства об уменьшении размера исковых требований до 50371,80 рублей и привлечении для участия в деле Министерства обороны РФ в качестве второго ответчика, УФК РФ по Амурской области - в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, которые удовлетворены судом в соответствии со ст. 46, 49, 51 АПК РФ.
Решением суда от 03.12.2003 исковые требования удовлетворены, с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу истца взыскано 50341,80 рублей убытков. В отношении Министерства обороны РФ в иске отказано.
Законность решения суда проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, которое просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что государство выполнило свои обязательства по финансированию льгот военнослужащим, предоставленных в спорный период. Согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" в доход Амурской области поступило 200095 тыс. руб. из Фонда компенсации субсидий и субвенций на реализацию федеральных законов, в том числе на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи военнослужащим, рассчитанных в соответствии с Методикой распределения средств Фонда компенсаций на 2002 год.
В судебном заседании кассационной инстанции представители ответчиков и третьих лиц, извещенных надлежащим образом, участия не принимали.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в связи со следующим.
Из материалов дела усматривается, что истец за счет собственных средств во исполнение Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предоставил в апреле, мае, июне 2002 года льготу по оплате жилья и коммунальных услуг военнослужащим и членам их семей, проживающим в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности. В связи с невозмещением предприятию указанных расходов органами государственной власти, у истца образовались убытки в размере 50341,80 рублей, о взыскании которых заявлены настоящие исковые требования.
Статья 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих" от 27.05.1998 N 76-ФN с последующими редакциями (пункт 10, действовавший до 01.07.2002) устанавливает, что военнослужащие и совместно проживающие с ними члены их семей оплачивают коммунальные услуги в размере 50% независимо от жилищного фонда.
Законом установлено, что расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг производятся: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов субъектов РФ. Порядок компенсации указанных расходов субъектам РФ определяется Правительством Российской Федерации.
Исходя из норм ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 11-ФЗ (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот, установленных федеральным законом, должно осуществляться из федерального бюджета. В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации в виде субвенций и субсидий.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 следует читать как "N 119-ФЗ"
Порядок предоставления рассматриваемых льгот установлен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2002 N 258 "Об утверждении правил предоставления и расходования в первом полугодии 2002 года средств Фонда компенсаций, направляемых на финансирование текущих расходов в части возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи".
Как правомерно установлено судом, и на что ссылается заявитель кассационной жалобы, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено выделение денежных средств из федерального бюджета по оплате льгот, в том числе, военнослужащим. Амурской области на указанные цели на 01.01.2003 перечислено 20095 тыс. рублей.
В соответствии со статьей 38, Приложением N 14 к Закону Амурской области "Об областном бюджете на 2002" от 11.01.2002 N 64-ОЗ указанные средства в полном объеме распределены между городами и районами области в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
В свою очередь, полученные из областного бюджета средства в размере 1635 тыс. рублей для возмещения льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, предоставленных сотрудникам милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностным лицам таможенных органов финансовым управлением Администрации г. Белогорска перечислены предприятиям, предоставившим такие льготы.
Судом также установлено, что указанные средства в размере 1635 тыс. руб. не удовлетворили потребность города по рассматриваемым расходам, поскольку фактически предприятиями г. Белогорска было предъявлено счетов на сумму 3287 тыс. рублей.
Доказательств нецелевого использования средств федерального бюджета субъекта федерации, как и муниципального образования, Министерством финансов РФ не представлено.
Поскольку государственные полномочия по предоставлению установленных ФЗ "О статусе военнослужащих" льгот профинансированы из федерального бюджета не в полном объеме, арбитражный суд правомерно взыскал убытки истца на основании ст. 16, 1069 ГК РФ за счет казны Российской Федерации, которую представляет Министерство финансов РФ.
Таким образом, решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права и отмене либо изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.12.2003 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3817/03-12/132 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2004 г. N Ф03-А04/04-1/313
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании