Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3729
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от в/части N 2427 - Глебов Д.Н., начальник финансово-экономического отдела по доверенности N 10/001 от 05.01.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Приморскому краю на определение от 18.09.2003, постановление от 30.10.2003 по делу N А51-7693/03 4-251 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Приморскому краю к войсковой части N 2427, Управлению Краснознаменного Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации, 3-е лицо: Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации в Приморском крае о взыскании штрафных санкций в сумме 67683 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) мотивированное постановление изготовлено 18.02.2004.
Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Казначейство) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с войсковой части N 2427, Управления Краснознаменного Тихоокеанского регионального управления Федеральной пограничной службы Российской Федерации (далее - ТОРУ ФПС) штрафных санкций в сумме 67683 руб. за нецелевое использование бюджетных средств.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено контрольно-ревизионное управление Минфина РФ в Приморском крае (далее - КРУ).
Определением суда от 18.09.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2003, производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, так как суд пришел к выводу, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вступивший в действие с 01.07.2002, не предусматривает судебный порядок взыскания штрафа за нецелевое использование бюджетных средств. Кроме этого, Казначейством не соблюден порядок привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение, что является нарушением части 3 статьи 1.7 КоАП РФ, которая устанавливает, что производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
Законность принятых судебных актов проверяется по жалобе Казначейства, которое просит их отменить, сославшись на нарушение судом норм процессуального права. В частности, заявитель жалобы указывает на то, что вывод суда о неподведомственности суду дела о взыскании штрафных санкций, противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 "О федеральных органах налоговой полиции", в соответствии с которым штрафные санкции подлежат взысканию с юридических лиц только в судебном порядке.
Кроме этого, заявитель жалобы указывает на то, что нецелевое использование бюджетных средств допущено войсковой частью N 2427 в 1999 году, поэтому Казначейство при начислении штрафных санкций руководствовалось нормативными актами, действовавшими в момент совершения правонарушения. До 1 июля 2002 года действующее законодательство не предусматривало административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, в связи с чем Казначейство при наложении штрафных санкций руководствовалось Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.08.1993 N 864, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, а также Порядком взаимодействия управлений федерального казначейства Минфина Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и контрольно-ревизионных управлений Минфина Российской Федерации в субъектах Российской Федерации по организации, проведению и реализации материалов ревизий и проверок, утвержденным Приказом Минфина РФ от 28.12.1998 N 265.
Войсковая часть отзыв на жалобу не представила, но ее представитель в судебном заседании просил жалобу оставить без удовлетворения, а принятые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
КРУ, ТОРУ ФПС отзывы на жалобу не представили.
Казначейство, КРУ и ТОРУ ФПС, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав мнение представителя войсковой части, проверив правильность применения норм процессуального права, суд кассационной инстанции считает, что принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленного требования по следующим основаниям.
Из материалов дела установлено, что КРУ проведена проверка войсковой части N 2427 по вопросу правильности оплаты потребленных топливно-энергетических ресурсов за период 1999-2002 годы, о чем составлен акт от 21.03.2003. В ходе проверки установлено нецелевое использование войсковой частью бюджетных средств в сумме 65000 руб. На основании представления КРУ от 17.04.2003 N 38 и в соответствии со статьей 60 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" и статьей 75 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" Казначейством начислены штрафные санкции в размере двойной учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в сумме 67683 руб. и письмом от 30.04.2003 N 06-20/1720 предложено войсковой части в добровольном порядке в 5-дневный срок перечислить указанный штраф в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что штраф в добровольном порядке на уплачен, Казначейство обратилось за его взысканием в судебном порядке.
Вывод суда о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, является ошибочным, так как противоречит пункту 4 статьи 29 и части 2 статьи 213 АПК РФ.
Согласно данным нормам процессуального права, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические и иные дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок. Следовательно, Казначейство имело право обратиться с заявлением в арбитражный суд о взыскании штрафных санкций с войсковой части, которая не уплатила их в добровольном порядке.
При разрешении спорных правоотношений арбитражным судом также не учтено, что Казначейство обратилось за взысканием штрафных санкций не в соответствии с требованиями КоАП РФ, а на основании вышеназванных Федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год и Положения о федеральном казначействе.
Кроме этого, нарушение Казначейством части 3 статьи 1.7 КоАП РФ в части несоблюдения порядка производства по делу об административном правонарушении, к которым относится и нецелевое использование бюджетных средств, не является основанием для прекращения производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286-289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Определение от 18.09.2003, постановление апелляционной инстанции от 30.10.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7693/03 4-251 отменить, дело направить для рассмотрения по существу в первую инстанцию того же арбитражного суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3729
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании