Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/738
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ОАО "Е": А.М. Павловский, старший юрисконсульт по доверенности б/н от 09.02.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Е" на решение от 18.11.2003 по делу N А51-5373/02 24-136 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению открытого акционерного общества "Е" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока, третье лицо: Государственный природоохранный центр при Комитете природных ресурсов по Приморскому краю о признании недействительным в части решения от 22.05.2002 N 64.
После окончания объявленного в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перерыва, судебное заседание продолжено. Изготовление постановления в полном объеме откладывалось согласно статье 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Открытое акционерное общество "Е" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным в части решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Советского района города Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам) от 22.05.2002 N 64.
Решением арбитражного суда от 13.09.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.12.2002, заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции по налогам и сборам о начислении платы "а загрязнение окружающей природной среды, причитающихся пеней и штрафа, поскольку правовые основания для уплаты этого сбора отсутствуют, так как в законодательном порядке не установлена обязанность его уплаты.
Отказ в удовлетворении требований общества о применении налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неполную уплату налога на имущество и налога на добавленную стоимость арбитражный суд обосновал ссылкой на статью 81 названного Кодекса, предусматривающую возможность освобождения от налоговой ответственности. Суд пришел к выводу о несоблюдении обществом требований упомянутой налоговой нормы права, в связи с чем решение налогового органа в оспариваемой части правомерно.
Не согласившись с принятыми по делу судебными решениями, общество и инспекция по налогам и сборам подали кассационные жалобы.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.04.2003 данные судебные акты отменены в части удовлетворения требований общества о признании недействительным решения инспекции по налогам и сборам о начислении платы за загрязнение окружающей природной среды, соразмерно плате пеней и штрафа с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Суд кассационной инстанции установил несоответствие выводов арбитражного суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, и, сославшись на Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, указал на подлежащее применению судом Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" как не противоречащее Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
До принятия решения по существу определением от 23.06.2003 суд привлек третьи лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно спора, Государственный природоохранный центр при Комитете природных ресурсов по Приморскому краю.
Вновь принятым решением от 18.11.2003 арбитражный суд отказал в удовлетворении требований общества. Судебный акт мотивирован тем, что инспекция по налогам и сборам правомерно, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, выявила факт неотчисления обществом платежей за загрязнение окружающей природной среды, поэтому взыскание оспариваемым решением доначисленной платы за загрязнение окружающей природной среды, пеней и штрафов, предусмотренных статьей 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, правомерно.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Общество в своей кассационной жалобе, поданной на данное решение, просит отменить его в части и удовлетворить требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 и статье 199 Налогового кодекса Российской Федерации, а также начислении пени. Доводы жалобы, поддержанные в судебном заседании представителем общества, заключаются в том, что поскольку плата за загрязнение окружающей природной среды не является налогом или платежом, поименованным сбором, то его неуплата не влечет применения налоговой ответственности и начисление пеней согласно нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
В заседании суда кассационной инстанции представитель заявителя жалобы уточнил свою позицию, и по существу не оспорил обжалуемый судебный акт относительно признания судом правомерности доначисления оспариваемым решением налогового органа платы за загрязнение окружающей природной среды.
Отзывы на жалобу не поступили, извещенные надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания по рассмотрению кассационной жалобы инспекция по налогам и сборам и третье лицо не принимали участия при ее рассмотрении.
Проверив законность состоявшегося судебного акта, изучив доводы жалобы и заслушав пояснения представителя общества, кассационная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Как показала проверка материалов дела, инспекцией по налогам и сборам в ходе выездной налоговой проверки общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в числе прочих вопросов проверено исполнение обществом обязанности по отчислению платежей за загрязнение окружающей природной среды за период 2000 года и 3 квартала 2001 года.
Актом проверки от 25.04.2002 N 65 зафиксировано, что расчет таких платежей обществом не представлялся в налоговый орган и, соответственно, отчисления в экологический фонд Приморского края не производились.
Полагая, что среди иных выявленных нарушений обществом не соблюдены положения федерального законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих в проверяемом периоде вопроса охраны окружающей природной среды, включающие обязанность внесения природопользователями, к которым отнесено общество, платежей за загрязнение окружающей природной среды, вынесенным решением от 22.05.2002 N 64 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения обществу доначислена плата за загрязнение окружающей среды в сумме 276481 руб. 02 коп., пени в сумме 99231 руб. Кроме того, в соответствии со статьей 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации применена налоговая ответственность в виде налоговых санкций, соответственно, в суммах 30354 руб. и 55296 руб. 20 коп.
Арбитражный суд, проверяя по заявлению общества правомерность доначисления, согласно названному решению, платы за загрязнение окружающей природной среды, пришел к правильному выводу о законности в этой части ненормативного акта налогового органа.
Взимание платы за загрязнение окружающей природной среды предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия". Решением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178 Постановление Правительства Российской Федерации N 632 признано незаконным. Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2002 N КАС 02-232 Решение N ГКПИ 2002-178 оставлено без изменения.
Конституционным Судом Российской Федерации вынесено Определение от 10.12.2002 N 284-О "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которому Постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
Таким образом, следует согласиться с выводом арбитражного суда, сославшегося на вышеназванные нормы материального права, о том, что инспекция по налогам и сборам правомерно доначислила плату за загрязнение окружающей природной среды.
Вместе с тем, проверяя доводы жалобы об отсутствии у налогового органа правовых оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, суд кассационной инстанции считает, что арбитражным судом не учтено следующее.
Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность налогоплательщика за непредставление в налоговые органы налоговой декларации, то есть субъектом налоговой ответственности по названной норме права является налогоплательщик.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации штраф взыскивается за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Однако данная норма права не предусматривает взыскание штрафа за неуплату сбора, не обладающего признаками налогового платежа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду, как необходимое условие получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах, установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Они носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
По этим же основаниям несвоевременная уплата рассматриваемого платежа не влечет применения положений статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем не подлежали начислению пени в сумме 99231 руб. согласно решению от 22.05.2002 N 64.
В силу изложенного, решение суда следует изменить, удовлетворив требования общества о признании недействительным решения налогового органа в части доначисленной названной суммы пеней, а также привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации по плате за загрязнение окружающей природной среды.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.11.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5373/02-24-136 изменить.
Признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району города Владивостока от 22.05.2002 N 64 о привлечении открытого акционерного общества "Е" к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 30354 руб. за непредставление налоговой декларации по плате за загрязнение окружающей природной среды, пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату платы за загрязнение окружающей природной среды в сумме 55296 руб. 20 коп., а также начисленных в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней по плате за загрязнение окружающей природной среды в сумме 99231 руб.
В остальном названное решение Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со статьей 122 НК РФ налогоплательщик несет ответственность за неуплату налога.
Общество обжаловало в арбитражный суд решение налоговой инспекции о взыскании штрафа за невнесение платы за загрязнение окружающей природной среды.
Суды первой и апелляционной инстанций требования общества поддержали частично. Кассационная инстанция направила дело на новое рассмотрение.
При вторичном рассмотрении дела суд первой инстанции отклонил требования общества, в связи с чем последнее заявило кассационную жалобу.
Как указал федеральный арбитражный суд, спорный платеж установлен постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
Определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 г. N 284-О данное постановление признано не противоречащим Конституции РФ, следовательно, подлежащим применению.
В то же время в приведенном определении Конституционного Суда РФ отмечается, что плата за загрязнение окружающей природной среды не являются налогом, поскольку взимается на индивидуально-возмездной основе и носит компенсационный характер.
Однако ст.122 НК РФ предусматривает ответственность именно за неуплату налога налогоплательщиком. Следовательно, поскольку спорный платеж не является налоговым, то и санкция за его неуплату на основе налогового законодательства не может применяться.
По этим же основаниям кассационная инстанция признала неправомерным взыскание штрафа за неподачу расчета по спорному платежу по ст.119 НК РФ и начисление пени за нарушение срока его уплаты по ст.75 НК РФ.
Руководствуясь изложенным, федеральный арбитражный суд изменил решение суда первой инстанции и признал неправомерным привлечение общества к налоговой ответственности и начисление пени.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-2/738
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании