Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-1/944
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Аксенова И.М. - юрисконсульт по доверенности N 7/428 от 25.10.2003, от ответчика: Министерство финансов РФ: Федоров А.В. - представитель по доверенности б/н от 16.01.2004, Министерство финансов Хабаровского края: Тимошенко С.Н. - консультант по доверенности N 19-11/2168 от 15.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края на решение от 02.04.2003, постановление от 16.01.2004 по делу N А73-8624/2002-4 (АИ-1/479) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Космсомолька-на-Амуре, Министерству финансов РФ, Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 17085669 рублей 01 копейки.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 06.05.2004.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ, Финансовому управлению Администрации г. Комсомольска-на-Амуре о взыскании 17085669 рублей 01 копейки, составляющих выпадающие доходы в связи с исполнением федеральных законов.
До принятия решения по делу истец уточнил свои требования в порядке ст. 49 АПК РФ и просил взыскать 10917481 рубль 10 копеек выпадающих доходов.
Решением суда от 02.04.2003 с Министерства финансов РФ взыскано 747453 рубля 84 копейки убытков; с Министерства финансов Хабаровского края взыскано 7919085 рублей 77 копеек убытков, в остальной части иска отказано.
Взыскивая убытки за счет субъекта РФ, первая инстанция установила невыполнение надлежащим образом в его лице Министерством финансов Хабаровского края своего обязательства по возмещению расходов истца, связанных с предоставлением льгот в 2001 году отдельным категориям граждан (ветераны, инвалиды,) в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
За счет Министерства финансов РФ возмещены убытки, образовавшиеся от предоставления льгот, предусмотренных законами: "О реабилитации жертв политических репрессий", "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", "О донорстве крови и ее компонентов" со ссылкой на отсутствие в федеральном бюджете необходимых денежных средств для компенсации соответствующих расходов истца и неустановление источника для обеспечения льгот.
В иске о взыскании 2278728 рублей 84 копеек судом отказано ввиду отсутствия надлежащих доказательств обосновывающих убытки истца в таком размере.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2004 решение от 02.04.2003 изменено: с Министерства финансов РФ взыскано 2911830 рублей 37 копеек убытков с Министерства финансов Хабаровского края - 1977121 рубль 33 копейки убытков.
Изменяя решение в части возмещения убытков от предоставления льгот по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", суд второй инстанции признал виновным в их возникновении Министерство финансов РФ, не обеспечившее финансирование субъекта РФ из федерального бюджета в необходимом количестве.
Расходы от реализации законов: "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров Ордена Славы", "О предоставлении социальной гарантии Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", "О реабилитации жертв политических репрессий" возложены на Министерство финансов Хабаровского края состоящего, по мнению суда, в материально-правовых отношениях по возмещению их энергоснабжающей организации, и имеющего возможность компенсировать в последующем эти дополнительные расходы через трансферты в соответствии с методикой распределения средств фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Убытки, взысканные первой инстанцией в связи с предоставлением льгот по законам: "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", "О донорстве крови и ее компонентов", "О реабилитации жертв политических репрессий" апелляционной инстанцией частично уменьшены по причине ненадлежащего оформления истцом реестров содержащих сведения о льготниках.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по заявлениям Министерства финансов РФ, Министерства финансов Хабаровского края, где ставится вопрос об их отмене в соответствующей части и принятии новых решений об отказе в иске к этим ответчикам.
По утверждению Министерства финансов РФ, источником финансирования льгот по реализации Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" и, следовательно, нести ответственность, должен быть признан не только федеральный бюджет, а также бюджет субъекта РФ, так как этот вопрос социальной защиты отнесен Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ к предметам их совместного ведения.
В отношении расходов на предоставление льгот, установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", обязательство по их возмещению действующим законодательством возложено на субъект РФ, получающий на эти цели субсидии из федерального фонда компенсаций.
В свою очередь, по мнению Министерства финансов Хабаровского края, суд необоснованно возложил на него ответственность за некомпенсацию льгот предоставленных по ФЗ "О ветеранах", поскольку для исполнения данного закона финансовые средства целевым назначением в форме субвенции в федеральном бюджете на 2001 год не предусматривались, а полученные дотации в этом году на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности были израсходованы по целевому назначению в полном объеме, в том числе на реализацию указанного Закона.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит судебные акты частично необоснованными.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Хабаровскэнерго" в лице его обособленного подразделения "Комсомольские тепловые сети" в течений 2001 года производило отпуск тепловой энергии населению, проживающему в жилом фонде г. Комсомольска-на-Амуре, находящемся на обслуживании муниципальных унитарных предприятий "ПЖРЭТ N 1", "ПЖРЭТ N 2", ПЖРЭТ N 3", "ПЖРЭТ N 4".
Во исполнение договоров NN 1, 2, 3, 4, заключенных с истцом, данные предприятия при начислении за потребленную тепловую энергию и приеме платежей в 2001 году от ряда категорий граждан учитывали льготы, предоставленные соответствующими федеральными законами.
Судом из имеющихся в деле документов установлено, что в рассматриваемый период на основании пяти ниже перечисленных федеральных законов было предоставлено льгот на общую сумму 27554134 рубля 91 копейка, возмещение которых произведено в размере 16593031 рубля.
Оставшуюся невозмещенной сумму 10917481 рубль 10 копеек энергоснабжающая организация отыскивает в качестве убытков (статьи 16, 1069 ГК РФ) по настоящему иску.
По ФЗ "О ветеранах" N 5 от 12.01.2995 ответчиком предъявлено ко взысканию 3595685 рублей 66 копеек убытков.
В соответствии со ст. 10 данного Закона расходы на реализацию льгот по оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов РФ, при этом расходы органов государственной власти субъектов РФ (краевого бюджета), связанные с предоставлением льгот ветеранам, должны учитываться при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение (в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ).
Арбитражный суд обеих инстанций сделал правильный вывод об отсутствии оснований для возложения ответственности по возмещению убытков за счет бюджета муниципального образования г. Комсомольска-на-Амуре ввиду невыделения средств на осуществление государственных полномочий в бюджет города, применив при этом статьи 84, 86 БК РФ, статьи 6, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", статью 4 ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ".
Вместе с тем, суд ошибочно возложил ответственность за убытки на субъект РФ.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 определено Министерство финансов РФ.
Удовлетворяя иск, суд сослался на ст. 37 ФЗ "О федеральном бюджете", Приложение N 27 к нему, где предусматривались средства на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности (2260836000 рублей) и дотаций на возмещение потерь в связи с изменением объемов и порядка формирования фонда компенсаций.
Однако, средства бюджета, выделенные по данным статьям, не имели целевого назначения, как установлено пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах", то есть на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Согласно представленным Министерством финансов Хабаровского края документам, выделенные средства федерального бюджета израсходованы им в полном объеме на реализацию указанного закона. Более того, дополнительно на эти цели выделялись средства краевого бюджета на основании Закона Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2001 год".
Поскольку денежные средства на финансирование рассматриваемых льгот целевым назначением в порядке указанных норм ФЗ "О ветеранах", Бюджетного кодекса РФ, ФЗ "Об общих принципах разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъекта РФ" Хабаровскому краю не передавались, то ответственность за убытки в размере 855296 рублей 88 копеек суду следовало возложить на Министерство финансов РФ на основании статей 16, 1069 ГК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"
В связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" (статьи 17) у истца возникли убытки в размере 4323401 рубля 11 копеек.
Источник финансирования данных льгот Закон не определил.
В Постановлении Правительства РФ от 27.07.1996 N 901 (пункт 16), изданном во исполнение этого Закона, указано, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления (по муниципальному, общественному жилищному фонду). Этот нормативный акт также не называет источника финансирования льгот.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" следует читать как "24.06.1999"
Они передаются в виде субвенций и субсидий согласно пункту 4 статьи 110, статьям 133, 136 БК РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 статьи 130 БК РФ
Вследствие чего, вывод первой инстанции о наличии у Хабаровского края обязательства по финансированию муниципальных образований с целью выполнения указанных мероприятий нельзя признать обоснованным.
Как видно из акта сверки расчетов по межбюджетным отношениям за 2001 год по состоянию на 01 января 2002 года, подписанного УФК по Хабаровскому краю и Министерством финансов Хабаровского края в 2001 году на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из федерального бюджета поступило 151583000 рублей, которые были распределены по бюджетам муниципальных образований в полном объеме, нецелевого использования этих средств не установлено.
Тогда как потребность края в проведении этих мероприятий составляла 341 миллион рублей, о чем в установленной форме было извещено Министерство финансов РФ.
Ввиду обеспечения органами государственной власти РФ бюджетными средствами, исполнение федерального закона не в полном объеме, взыскание 2634339 рублей 50 копеек убытков за счет казны РФ апелляционной инстанцией произведено обоснованно в порядке статей 16, 1069 ГК РФ.
ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" понесло расходы в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии со статьей 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий".
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419), данные расходы производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета, и учитывание этих расходов при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
Такое же последующее возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот установлено статьей 7 ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" от 09.01.1997 N 5-ФЗ, убытки от реализации которого предъявлены истцом.
Правильно применив эти нормы, арбитражный суд ошибочно посчитал субъект РФ состоящим в материально-правовых отношениях по их исполнению с энергоснабжающей организацией.
Из материалов дела видно, что в рассматриваемый период средства для Хабаровского края на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" в федеральном бюджете не планировались и не выделялись.
Тогда как, исходя из статей 72, 76 Конституции РФ, статьи 9 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", раздел полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти принявшего соответствующее решение.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 581 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусмотрена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, которая может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компетенции таких расходов.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер Постановления Правительства РФ от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" следует читать как "N 584"
Данное положение содержится также в статье 84 БК РФ, установившей, что обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало факт передачи из федерального бюджета материальных ресурсов Хабаровскому краю на компенсацию указанных выше расходов, то убытки в сумме 28263 рубля 75 копеек по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" и 210000 рублей 07 копеек по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" должны были возмещаться за его счет в порядке ст.ст. 16, 1069 ГК РФ. При этом факт не обращения истца за возмещением расходов в органы социального обеспечения в данном случае не имеет значения.
Суды обеих инстанций правомерно возложили ответственность в размере 277490 рублей 87 копеек за компенсацию льгот, установленных статьей 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 на Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что в бюджетах Хабаровского края и МО г. Комсомольска-на-Амуре отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию данных льгот. На федеральном уровне вопрос финансирования и распределения указанных расходов между бюджетами различных уровней не урегулирован.
Как разъяснено Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-0, исходя из конституционно-правового смысла, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производится за счет средств федерального бюджета.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов РФ о необходимости совместного финансирования исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" противоречат названному Определению Конституционного Суда РФ и статье 84 БК РФ.
При таких обстоятельствах решение от 02.04.2003 и постановление от 16.01.2004 подлежат изменению, убытки в сумме 4005391 рубль (855296 рублей 88 копеек + 2634339 рублей 56 копеек + 28263 рубля 75 копеек + 210000 рублей 07 копеек + 277490 рублей 87 копеек) следует взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны РФ, Министерство финансов Хабаровского края от ответственности освободить.
В удовлетворении остальной части иска арбитражным судом отказано обоснованно, так как ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" не представило в порядке ст. 65 АПК РФ надлежащие доказательства понесенных в отклоненной сумме расходов.
Поэтому судебные акты в указанной части изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.04.2003 и постановление от 16.01.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8624/2002-4 (АИ-1/479) изменить.
Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" 4005391 рубль убытков.
Министерство финансов Хабаровского края от ответственности освободить.
В остальной части решение от 02.04.2003 и постановление от 16.01.2004 оставить без изменения.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист, а также произвести поворот исполнения судебного акта в порядке статей 325, 326 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Министерство финансов РФ не доказало факт передачи из федерального бюджета материальных ресурсов Хабаровскому краю на компенсацию указанных выше расходов, то убытки в сумме 28263 рубля 75 копеек по ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы" и 210000 рублей 07 копеек по ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" должны были возмещаться за его счет в порядке ст.ст. 16, 1069 ГК РФ. При этом факт не обращения истца за возмещением расходов в органы социального обеспечения в данном случае не имеет значения.
Суды обеих инстанций правомерно возложили ответственность в размере 277490 рублей 87 копеек за компенсацию льгот, установленных статьей 11 ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" от 09.06.1993 на Министерство финансов РФ.
...
Как разъяснено Определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-0, исходя из конституционно-правового смысла, впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производится за счет средств федерального бюджета.
Доводы кассационной жалобы Министерства финансов РФ о необходимости совместного финансирования исполнения Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов" противоречат названному Определению Конституционного Суда РФ и статье 84 БК РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-1/944
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании