Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/556
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Коломеец С.П. - бухгалтер по доверенности N 2 от 16.01.2004, Солобнева О.В. - представитель по доверенности N 94 от 15.10.2003 от ответчика: Финдепартамента Администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А., главный специалист юридического отдела по доверенности N 04-02/2726 от 26.12.2003; Минфина Хабаровского края - Тимошенко С.Н., представитель по доверенности N 19-11 /2168 от 15.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Хабаровского края на решение от 08.12.2003, постановление от 06.02.2004 по делу N А73-8716/2003-32 (АИ-1/51) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов Хабаровского края, финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска о взыскании 328248 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 29.03.2004.
Домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 328248 рублей выпадающих доходов в 2002 году в связи с предоставлением льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
В качестве второго ответчика к участию в деле привлечен Финансовый департамент Администрации г. Хабаровска.
Решением от 08.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2004, исковые требования удовлетворены частично. С Министерства финансов Хабаровского края взыскано 219574 рубля 38 копеек, во взыскании остальной суммы отказано.
Принимая их, суды, руководствуясь статьей 10 ФЗ "О ветеранах" и постановлением Губернатора Хабаровского края N 395 от 23.08.2002, установили, что возмещение оплаты коммунальных услуг в размере 50 процентов должно осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, а так как финансирования не было, то на последнего возложена ответственность согласно ст. 1069 ГК РФ.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов Хабаровского края, которое просит решение от 08.12.2003 и постановление от 06.02.2004 отменить, как незаконные и материалы дела направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что расходы, понесенные краевым бюджетом на реализацию ФЗ "О ветеранах" должны учитываться в федеральном бюджете целевым назначением, в связи с чем необходимо было установить как осуществлялись взаиморасчеты между федеральным бюджетом и краевым, связанные с реализацией льгот. Поэтому, как указывает он, суд необоснованно отклонил ходатайство о привлечении к участию в деле Минфина РФ.
Кроме того, ссылается на то, что истец в подтверждение своего статуса как юридического лица, размера убытков и отсутствия финансирования по предметной статье (компенсация расходов ветеранам и инвалидам на обеспечение жилищно-коммунальных льгот в соответствии с законодательством РФ) должен был представить смету доходов и расходов, утвержденную главным распорядителем - Минобороны РФ.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина Хабаровского края доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители домоуправления N 3 Хабаровской КЭЧ и финдепартамента Администрации г. Хабаровска доводы жалобы отклонили и просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Как установлено из материалов дела, Домоуправление N 3 Хабаровской КЭЧ в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставляло жилищно-коммунальные услуги ряду категорий граждан (ветеранам боевых действий, инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, ветеранам военной службы, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей), проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
Некомпенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму в соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ответчики иск не признали ввиду нефинансирования этих расходов из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию указанных льгот, предоставленных ветеранам, производятся за счет бюджета субъекта федерации.
Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другой уровень власти, в том числе на органы государственной власти субъекта федерации, в силу ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, относится к расходам, финансируемым исключительно из федерального бюджета.
Вывод судов обеих инстанций о том, что субъект федерации - Хабаровский край должен финансировать расходы на реализацию указанных льгот, установленных федеральным законодательством, за счет собственных источников доходной части бюджета края, не соответствует бюджетному законодательству.
В соответствии со ст. 130 БК РФ финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий РФ, не относящихся к предмету ведения субъекта РФ, передаваемые из бюджета РФ, предусматриваются в нем как отдельный вид расходов бюджета и учитываются раздельно по каждому виду расходов.
Из указанного следует, что средства компенсаций на осуществление государственных полномочий, переданных субъекту федерации, должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением.
Поскольку указанные федеральные законы устанавливают обязательства государства, для их реализации необходимо, чтобы соответствующие компенсации бюджету субъекта федерации ежегодно санкционировались в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Судом как первой, так и апелляционной инстанций не исследован и не оценен порядок компенсаций переданных государственных полномочий по исполнению ФЗ "О ветеранах" бюджету Хабаровского края согласно его потребности из бюджета РФ в соответствующий период.
Следовательно, вывод суда о вине Хабаровского края в невозмещении истцу выпадающих доходов от предоставления федеральных льгот и возложении на него ответственности по статьям 16, 1069 ГК РФ нельзя признать обоснованными.
Поскольку судом приняты судебные акты по недостаточно исследованным обстоятельствам, поэтому они подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду для оценки исполнения соответствующими органами власти своих полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах" и, соответственно, за счет какого уровня бюджета должны быть возмещены истцу причиненные убытки, суду необходимо привлечь в качестве соответчика по делу Министерство финансов РФ от имени казны РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 08.12.2003, постановление от 06.02.2004 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8716/2003-32 (АИ-1/51) отменить. Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 марта 2004 г. N Ф03-А73/04-1/556
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании