Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Мышакова И.С. - юрисконсульт по доверенности N 22 от 05.01.2004, от ответчиков: от Минфина РФ - Федоров А.В. - заместитель начальника юридического отдела по доверенности N 864 от 16.01.2004, от третьего лица: от финдепартамента Хабаровского края - Трупова Е.А. - главный специалист по доверенности N 04-02/2726 от 26.12.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", Министерства финансов РФ на решение от 21.08.2003, 20.01.2004 по делу N А73-4111/2003-34 (АИ-1/1139) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" к Министерству финансов Российской Федерации, Правительству Хабаровского края, 3-е лицо: Финансовый департамент Хабаровского края о взыскании 5614446,16 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ мотивированное постановление в полном объеме изготовлено 12.05.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Правительству Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 5614446,16 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом РФ "О социальной защите инвалидов".
До принятия по делу решения судом в соответствии со ст. 49 АПК РФ удовлетворено ходатайство истца об уменьшении исковых требований до 5614067,93 рублей.
Решением суда от 21.08.2003 исковые требования в заявленной сумме удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 26.11.2003 решение суда изменено, в пользу истца взыскано 3365113,90 рублей. Требования истца о взыскании 2248954,03 руб. судом апелляционной инстанции отклонены со ссылкой на неправомерное предоставление льгот по техническому обслуживанию жилья инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в частном жилом фонде, как не предусмотренное действующим законодательством.
Законность принятых судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 АПК РФ на основании кассационных жалоб МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам", и Министерства финансов РФ.
Обжалуя постановление суда в части отказа во взыскании 2249332,26 рублей, истец приводит доводы о том, что постановление суда принято без учета п. 4 Постановления Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 N 1542-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда", а также Письма Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 01.07.1994 N 01-04-89, согласно которым условия оплаты жилья, в том числе и льготы, предусмотренные законодательством для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, распространяются и на собственников приватизированных квартир.
Министерство финансов РФ, в свою очередь, считает незаконным удовлетворение требований истца в части возмещения ему расходов, связанных с предоставлением льгот и по другим услугам ("лифт", "антенна", "вывоз мусора", "т.о. мусоропровода", "вывоз мусора", "т.о. э/плит"), отнесенным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 к жилищным услугам. Кроме того, по мнению заявителя, суд неправомерно взыскал истребуемую сумму с Минфина РФ за счет казны РФ, поскольку финансовая помощь из фонда компенсации, предусмотренная Законом РФ "О федеральном бюджете на 2002 год" Хабаровскому краю, перечислена субъекту в полном объеме.
В судебном заседании кассационной инстанции представители МУП ГХ "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" и Минфина РФ свои жалобы поддержали в полном объеме.
Минфин Хабаровского края в своем отзыве, а также через представителя просил постановление суда оставить без изменения.
Из материалов дела следует, МУП "Служба заказчика по жилищно-коммунальным услугам" как предприятием, выполняющим функции управления и обслуживания муниципального жилищного фонда, в период с января по декабрь 2002 года в соответствии с Законом РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 предоставлена 50-процентная скидка по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим в г. Хабаровске.
В результате предоставления указанных льгот истцу причинены убытки в размере 5614067,93 рублей, некомпенсированные ему государственными, органами исполнительной власти из бюджетов различных уровней, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в соответствии со статьями 16, 1069 ГК РФ.
При рассмотрении спора суд первой и апелляционной инстанций правомерно исходил из ст. 17 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, установивших такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
На основании представленных доказательств судом установлено, что средства, выделенные в 2002 году из фонда компенсаций федерального бюджета в виде субсидий в бюджет Хабаровского края на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 149855000 рублей, не удовлетворили потребность края для осуществления государственных полномочий по предоставлению льгот, предусмотренных федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал сумму причиненных истцу убытков с Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации, в связи с чем кассационная жалоба Минфина РФ удовлетворению не подлежит
Вместе с тем вывод суда апелляционной инстанции о неправомерном предоставлении истцом льгот по техническому обслуживанию жилья, как не предусмотренных законом, является ошибочным.
В соответствии с п. 4 Постановления Верховного Совета РСФСР от 04.07.1991 N 1542-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в переходный период формирования рынка жилья для собственников приватизированных квартир, участвующих в общих расходах, связанных с обслуживанием и ремонтом всего дома, сохраняются те же условия оплаты, что и для нанимателей жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 (ред. от 06.05.2003) "Об основах федеральной жилищной политики" оплата жилья включает в себя внесение платы за содержание жилья и платы за ремонт жилья, а для нанимателя жилого помещения также внесение платы за наем жилого помещения.
Как разъяснено в Письме Государственного комитета РФ по вопросам архитектуры и строительства от 01.07.1994 N 01-04-89 "О льготах по оплате жилья и коммунальных услуг", с учетом того, что оплата жилья для собственника приватизированной квартиры представляет собой плату за техническое обслуживание домовладения в доле, соответствующей площади приватизированной квартиры в этом домовладении, льготы, предусмотренные действующим законодательством для граждан, проживающих в государственном и муниципальном жилищном фонде, распространяются и на собственников приватизированных квартир в течение переходного периода формирования рынка жилья.
Таким образом, 50-процентная скидка по оплате за жилищные услуги, к которым наряду с техническим обслуживанием и ремонтом помещений, относятся ремонт и эксплуатация лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов, правомерно предоставлена истцом, и требования по возмещению ему убытков в сумме 2249332,26 руб. являются законными.
В связи с чем постановление суда апелляционной инстанции следует отменить и оставить в силе в указанной части решение суда.
Уплаченная истцом государственная пошлина за обращение с кассационной жалобой подлежит возврату в соответствии со ст. 104 АПК РФ в связи с тем, что Минфин РФ освобождено от уплаты государственной пошлины согласно Закону РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Постановление от 20.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-4111/2003-34 (АИ-1/1139) отменить, оставить в силе решение суда от 21.08.2003 по этому же делу.
Арбитражному суду Хабаровского края произвести поворот исполнения отмененного судебного акта в порядке статей 325, 326 АПК РФ.
Выдать МУП г. Хабаровска "Служба заказчика по ЖКУ" справку на возврат из федерального бюджета 27846,66 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе, уплаченной платежным поручением N И 82 от 01.03.2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 12 мая 2004 г. N Ф03-А73/04-1/1011 "Требования истца по возмещению ему убытков, возникших в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом РФ "О социальной защите инвалидов", являются законными. При этом жилищные услуги подразумевают, наряду с техническим обслуживанием и ремонтом помещений, ремонт и эксплуатацию лифтов, мусоропроводов, сбор и вывоз бытовых отходов"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", июль-август 2004 г., N 2
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании