Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3704
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ливадия-ЖКХ" на решение от 15.07.2003, постановление от 28.10.2003 по делу N А51-5359/03 7-169 Арбитражного суда Приморского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Ливадия ЖКХ" к управлению социальной защиты населения г. Находка, Администрации г. Находка, Администрации Приморского края, 3-и лица: финансовое управление Администрации г. Находка, департамент финансов Администрации Приморского края о взыскании 130029,44 руб.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 25.02.2004.
Муниципальное унитарное предприятие "Ливадия ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к управлению социальной защиты населения г. Находки о взыскании 130029,44 рублей расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением суда от 26.05.2003 в качестве соответчиков по ходатайству истца привлечены администрация Приморского края и Администрация г. Находка, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчиков - департамент финансов Администрации Приморского края и финансовое управление Администрации г. Находка.
Решением суда от 15.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2003, в удовлетворении исковых требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что при необеспеченности из федерального бюджета государственных полномочий по предоставлению льгот привлеченные истцом в качестве ответчиков лица не могут нести ответственность по возмещению ему убытков.
Законность решения и постановления суда проверяется в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе истца, в которой предлагается принятые судебные акты отменить, как не соответствующие действительным обстоятельствам дела и противоречащие действующим нормам материального права. Заявитель приводит доводы о том, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам дела, поскольку исходя из норм ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Постановления Правительства N 901 от 27.07.1996, Постановления губернатора Приморского края N 387 от 28.05.2001, Постановления Мэра г. Находки N 679 от 25.04.2002 следует, что субъект федерации обеспечивает льготу, установленную федеральным законом, из источников, формируемых за счет собственных денежных средств и средств, поступающих из федерального бюджета.
Администрация г. Находки, Департамент финансов г. Находки, администрация Приморского края в своих отзывах доводы кассационной жалобы отклонили, просили судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, участия не принимали.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены либо изменения судебных актов.
Из материалов дела следует, муниципальное унитарное предприятие "Ливадия ЖКХ" в 2002 году в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" и во исполнение заключенного с управлением социальной защиты населения г. Находки договора предоставило инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов 50-процентную скидку по оплате жилья и коммунальных услуг.
В связи с невозмещением предприятию управлением социальной защитит населения г. Находки его расходов в сумме 130029,44 руб. заявлены настоящие исковые требования.
Рассматривая спор, арбитражный суд установил, что направленные Финансовым управлением администрации Приморского края муниципальному образованию финансовые средства в размере 30000 руб. из средств Фонда компенсаций, выделенных субъекту из федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", управлением социальной защиты населения Администрации г. Находки выплачены жилищно-коммунальным предприятиям, предоставившим гражданам льготы. При этом, исходя из норм Конституции РФ, ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, Закона Приморского края N 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае", управление социальной защиты населения г. Находки и Администрация г. Находки правомерно освобождены от ответственности по настоящему делу.
Судом кассационной инстанции признается правильным также вывод арбитражного суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца по взысканию убытков за счет средств бюджета Приморского края, в связи со следующим.
Согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных услуг не ниже 50% имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы по муниципальному жилью возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), главы VI.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду глава IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Таким образом, как правомерно указано судом, на субъекте федерации лежит обязанность установления порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением жилищно-коммунальных льгот, установленных федеральным законом.
Как установлено судом, Постановлением губернатора Приморского края от 28.05.2001 N 387 утвержден Порядок возмещения жилищно-коммунальным организациям, за счет средств фонда компенсаций, поступающих из федерального бюджета в бюджет Приморского края, расходов, связанных с реализацией льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающий заключение договоров между администрациями муниципальных образований и предприятиями всех форм собственности, оказывающими жилищно-коммунальные услуги.
Финансовые средства, поступившие Приморскому краю из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., переданы бюджетам муниципальных образований субъекта и перечислены организациям, предоставляющим льготы. Доказательства нецелевого использования выделенных средств в деле отсутствуют.
Доводы истца о том, что при недостаточном финансировании из федерального бюджета названных льгот обязанностью субъекта является принять на себя такое финансирование, несостоятельны, как противоречащие названным выше законодательным актам.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к указанным ответчикам отказано правомерно.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 15.07.2003, постановление от 28.10.2003 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-5359/2003 7-169 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 февраля 2004 г. N Ф03-А51/04-1/3704
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании