Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3414
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ООО "ВП" - Веселкова Е.С., юрисконсульт по доверенности N 21 от 07.02.2003, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю на решение от 29.08.2003 по делу N А51-8946/03 24-362А Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю к обществу с ограниченной ответственностью "ВП" о привлечении к административной ответственности.
Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю (далее - Управление, налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ВП" (далее - ООО "ВП", общество) к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 29.08.2003 в удовлетворении заявления налоговому органу отказано и производство по делу прекращено на том основании, что ООО "ВП" не допустило нарушение условий лицензии, и поэтому привлечение общества к административной ответственности является неправомерным.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного решения проверяется по кассационной жалобе Управления, которое выражает несогласие с принятым по делу решением суда, просит его отменить и принять новый судебный акт. По мнению заявителя жалобы, судом неправомерно применены нормы материального права, а именно: положения Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" от 22.11.1995 N 171-ФЗ, поскольку общество имело право хранить алкогольную продукцию только в помещениях, указанных в выданной лицензии. Также, считает налоговый орган, судом применен закон, не подлежащий применению в рассматриваемых правоотношениях.
Кроме того, Управление не согласно с выводом суда о недоказанности факта нарушения обществом температурного режима хранения алкогольной продукции, и поэтому приводит соответствующие доводы в обоснование своей позиции.
В ходатайстве от 17.02.2004 N 06-38/5 Управление просит рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие его представителя.
ООО "ВП" в отзыве на кассационную жалобу, а его представитель в заседании суда отклонили доводы жалобы, считая их необоснованными, и просили жалобу оставить без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела в порядке и пределах статей 286-289 Арбитражного процессуального кодекса РФ и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Как видно из материалов дела, общество имеет лицензию А 604109 от 17.09.2002 на осуществление закупки, хранения и поставки алкогольной продукции по месту своей деятельности: город Уссурийск, ул. Беляева, 46 склад N 13 (литер Д NN 3-7), сроком действия с 17.09.2002 по 16.09.2005.
08.07.2003 Управлением установлен факт хранения алкогольной продукции в помещениях, не указанных в лицензии, а также хранение алкогольной продукции (вина полусладкие) с нарушением температурного режима, что нашло отражение в акте проверки от 08.07.2003 N 20-25/2-36.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 08.07.2003 N 41. По мнению налогового органа, общество осуществляло хранение алкогольной продукции с нарушением условии, предусмотренных лицензией, что является основанием для привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ.
Указанный протокол и другие материалы проверки послужили поводом для направления налоговым органом заявления в арбитражный суд о привлечении ООО "ВП" к административной ответственности по названной норме КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из отсутствия факта нарушения условий лицензирования деятельности общества.
Между тем, вывод суда следует признать ошибочным в силу нижеследующего.
Состав правонарушения по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ образует промышленное производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, а равно с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Устанавливая административную ответственность юридических лиц за осуществление деятельности по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий, предусмотренных лицензией, законодатель не допускал возможности осуществления производства либо оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением условий лицензирования.
В пункте 7 Положения о лицензировании деятельности по производству, розливу, хранению и обороту алкогольной продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 727 (в редакции Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731) установлен перечень сведений и документов, которые представляет организация в лицензирующий орган для получения лицензии, в том числе, заявление о выдаче лицензии с указанием места осуществления фактической деятельности (адрес производства склада) и условий осуществления производства и хранения (на собственном оборудовании, складе, на арендованных площадях, оборудовании и т.п.), а также сведения об имеющихся производственных мощностях, которые должны быть подтверждены результатами обследования и заключения соответствующих территориальных органов о соответствии санитарно-эпидемиологическим, противопожарным, экологическим нормам и технике безопасности производственных и складских помещений.
Согласно лицензии А 604109 от 17.09.2002, место осуществления деятельности ООО "ВП" определено: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Беляева, 46, склад N 13 (литер Д NN 3-7), которое было обследовано и на него получены соответствующие заключения и согласования уполномоченных органов. Вместе с тем, в ходе проверки Управлением установлено и не отрицается ООО "ВП", что хранение алкогольной продукции осуществлялось в помещениях, которые не были указаны в лицензии, то есть с нарушением условий лицензирования.
Ссылка суда на кратковременный характер хранения алкогольной продукции в помещениях, не указанных в лицензии, не имеет правового значения применительно к рассматриваемому спору.
Признается необоснованной также ссылка в судебном акте на Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 08.08.2001 N 128-ФЗ (с изменениями и дополнениями), так как, в силу пункта 2 статьи 1 настоящего Закона, его действие не распространяется, в частности, на деятельность в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Арбитражным судом ошибочно сделан вывод о том, что Управление не доказало факт нарушения ООО "ВП" температурного режима хранения алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТа Р 51149-98 "Вина. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" вина полусладкие должны храниться в помещениях при температуре от минус 2 до плюс 8 градусов по Цельсию. При этом ГОСТ не содержит разграничения полусладких вин по наименованиям продукции.
Из материалов дела усматривается, что обществом осуществлялось хранение вин полусладких с нарушением температурного режима (при температуре плюс 20 градусов по Цельсию), что подтверждено актом проверки от 08.07.2003 N 20-25/2-36, составленным Управлением, актом проверки от 08.07.2003 б/н, составленным Комитетом по торговле и защите прав потребителей Администрации Приморского края, протоколом об административном правонарушении от 08.07.2003 N 41, которые были подписаны представителем общества и им не оспаривались в данной части.
Указание суда на отсутствие в акте налогового органа полного наименования вин, температурный режим хранения которых нарушен, и отсутствие документа, подтверждающего факт замера температуры, сделано бездоказательно, поскольку отсутствуют в судебном акте ссылки на конкретные нормы права, которые бы предусматривали обязательность выполнения данных действий. ГОСТ Р 51149-98 "Вина. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение" таких требований не содержит.
Из содержания лицензии N А 604109 от 17.09.2002 следует, что общество при осуществлении закупки, хранения и поставки алкогольной продукции обязано соблюдать действующее законодательство в сфере оборота алкогольной продукции.
Следовательно, выводы суда об отсутствии в действиях общества нарушений при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются неправильными, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам, установленным имеющимися в деле доказательствами, и не соответствуют правовым нормам, регулирующим рассматриваемые правоотношения.
При таких обстоятельствах налоговый орган доказал, что осуществление обществом деятельности по хранению алкогольной продукции с нарушением условий лицензирования образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.17 КоАП РФ. Совершенное обществом правонарушение посягает на установленный законом режим государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции.
Является незаконным решение суда и в части прекращения производства по делу, так как не соответствует положениям главы 18 и главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Вместе с тем, требование Управления о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ не может быть удовлетворено судом кассационной инстанции, так как к моменту вынесения настоящего судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса. В соответствии с данной нормой права, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, как видно из материалов дела, административное правонарушение совершено и выявлено Управлением 08.07.2003, двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности истек 08.09.2003. Административное законодательство не содержит норму права, устанавливающую прерывание течения срока давности привлечения к административной ответственности подачей заявления в суд. Данная правовая позиция подтверждается положениями пунктов 18-20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Таким образом, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований налогового органа о привлечении ООО "ВП" к административной ответственности по части статьи 14.17 КоАП РФ, в связи с истечением срока давности, установленного статьей 4.5 настоящего Кодекса, и поэтому, на основании положений части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в удовлетворении требования о привлечении общества к административной ответственности следует отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.08.2003 по делу N А51-8946/03 24-362А Арбитражного суда Приморского края отменить.
В удовлетворении требования Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общества с ограниченной ответственностью "ВП" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Является незаконным решение суда и в части прекращения производства по делу, так как не соответствует положениям главы 18 и главы 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Вместе с тем, требование Управления о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 14.17 КоАП РФ не может быть удовлетворено судом кассационной инстанции, так как к моменту вынесения настоящего судебного акта истекли сроки давности, установленные статьей 4.5 Кодекса. В соответствии с данной нормой права, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В рассматриваемом случае, как видно из материалов дела, административное правонарушение совершено и выявлено Управлением 08.07.2003, двухмесячный срок для привлечения к административной ответственности истек 08.09.2003. Административное законодательство не содержит норму права, устанавливающую прерывание течения срока давности привлечения к административной ответственности подачей заявления в суд. Данная правовая позиция подтверждается положениями пунктов 18-20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 февраля 2004 г. N Ф03-А51/03-2/3414
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании