Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 февраля 2004 г. N Ф03-А04/03-2/3550
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: МП "Городской сервисно-торговый комплекс" - Чижиков К.Е., юрисконсульт по доверенности от 08.01.2004 N 10. от Амурского территориального управления МАП России - Тарасова У.Н., начальник отдела по доверенности от 05.01.2004 N 02-2, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Амурского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение от 03.09.2003 по делу N А04-2570/03-5/232 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению муниципального предприятия "Городской сервисно-торговый комплекс" к Амурскому территориальному управлению Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, третье лицо: Администрация города Благовещенска о признании недействительным решения и предписания.
Изготовление постановления в соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации откладывалось до 11.02.2004.
Муниципальное предприятие города Благовещенска "Городской сервисно-торговый комплекс" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании недействительными решения от 01.04.2003 и предписания N 7 от 01.04.2003 Амурского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП России) о прекращении нарушений статьи 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон "О конкуренции").
Решением суда от 03.09.2003 заявление муниципального предприятия удовлетворено. Оспариваемое решение и предписание признаны недействительными. Свое решение суд мотивировал тем, что ТУ МАП России превысило свои полномочия, требуя от МУП "Благовещенский центральный рынок", правопреемником которого является МП "Городской сервисно-торговый комплекс" (далее - МП "ГСТК"), представить на проверку расчет обоснованных размеров разового сбора на услуги по предоставлению торговых мест, а комиссию по ценообразованию города Благовещенска - утвердить расчеты ставок разового сбора за услуги по предоставлению торговых мест после их проверки ТУ МАП России.
Кроме того, суд сослался на то, что действия МУП "Благовещенский центральный рынок" и Администрации города Благовещенска не могут считаться нарушением статьи 8 Закона "О конкуренции".
В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.
На решение суда Амурским ТУ МАП России подана кассационная жалоба, в которой территориальное управление просит принятый по делу судебный акт отменить, дело направить на новое рассмотрение.
В жалобе территориальное управление указывает на несоответствие вывода суда об обоснованности действий Администрации статье 8 Закона "О конкуренции", согласно которой запрещаются согласованные действия органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могут иметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе, согласованные действия, которые приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), разделу рынка по территориальному признаку. По утверждению антимонопольного органа, согласованные действия Администрации города Благовещенска и МП "ГСТК" заключаются в расчете и утверждении размеров разового сбора, которые привели к существенному повышению тарифов за оказываемые услуги по предоставлению торговых мест, разделу рынка по территориальному признаку.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержала доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель МП "ГСТК" просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку судебный акт принят в соответствии с действующим законодательством.
Администрация города Благовещенска извещена в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения жалобы, однако ее представитель в судебное заседание не явился.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, комитетом по ценообразованию Администрации города Благовещенска 24-27 января 2003 года утверждены новые размеры разового сбора за торговые места на Центральном рынке города Благовещенска. Согласно протоколу N 1 и приложению N 14 к протоколу N 1 разовые сборы утверждены в размере 240, 200, 60, 50 и 40 руб. в зависимости от расположения торговых мест, проходимости, покупательского потока и спроса. Действия Администрации и МУП "Благовещенский центральный рынок" по установлению разовых сборов в указанных размерах, по мнению антимонопольного органа, противоречит статье 8 Закона "О конкуренции", так как повлекли повышение размера разового сбора и раздел рынка по территориальному принципу.
Вывод Амурского ТУ МАП России о нарушении антимонопольного законодательства основан (как следует из решения) на том, что отсутствуют расчет платы и обоснования ее повышения.
На основании принятого по материалам рассмотрения дела комиссией Амурского ТУ МАП России решения Администрации города Благовещенска и МУП "Благовещенский центральный рынок" выдано предписание N 7 от 01.04.2003 о прекращении нарушения статьи 8 Закона "О конкуренции". Для чего Администрации и муниципальному предприятию предписано произвести расчет обоснованных размеров разового сбора, представить его на утверждение Амурскому ТУ МАП России и утвердить расчеты ставок разового сбора после их проверки антимонопольным органом.
Полномочия антимонопольных органов по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства определены статьями 12, 27 Закона "О конкуренции". Право антимонопольного органа выдавать предписания о представлении ему расчетов разового сбора, составлении этих расчетов и утверждении после проверки их антимонопольным органом названными нормами не предусмотрено. Таким образом, при выдаче оспариваемого предписания антимонопольный орган превысил свои полномочия, установленные Законом "О конкуренции". В связи с чем суд правомерно признал его недействительным.
Согласно статье 8 Закона "О конкуренции" запрещаются согласованные действия органа местного самоуправления с хозяйствующим субъектом, которые имеют либо могут иметь результатом ограничение конкуренции или ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе согласованные действия, направленные на повышение цен (тарифов) и раздел рынка по территориальному принципу.
Обосновывая правомерность применения статьи 8 Закона "О конкуренции" антимонопольный орган ссылается на то, что Администрация не истребовала у муниципального предприятия необходимые документы, подтверждающие необходимость и обоснованность утверждаемых ею ставок разового сбора за пользование торговым местом на рынке. Между тем отсутствие расчетов ставок разового сбора не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8 Закона "О конкуренции". При таких обстоятельствах вывод суда об отсутствии в действиях Администрации и муниципального рынка нарушений статьи 8 Закона "О конкуренции" соответствует закону и материалам дела. Оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.09.2003 по делу N А04-2570/2003-5/232 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 февраля 2004 г. N Ф03-А04/03-2/3550
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании