Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1512
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "М" на решение от 19.02.2003 по делу N А04-286/2003-5/21 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "М" к Белогорскому межрайонному отделу Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Амурской области о признании незаконными действий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления кассационной инстанции по настоящему делу откладывалось до 04.07.2003.
Общество с ограниченной ответственностью "М" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием о признании незаконными действий сотрудников Белогорского межрайонного отдела Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Амурской области, выразившихся в обследовании производственных помещений предприятия и изъятии документов финансово-хозяйственной деятельности.
Решением от 19.02.2003 требования "М" оставлены без удовлетворения. При разрешении спора суд пришел к выводу, что обжалуемые действия сотрудники налоговой полиции осуществили в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "М" предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то обстоятельство, что обществу не были вручены копии постановлений о проведении проверки и выемки документов, что противоречит требованию соответствующих норм Уголовно-процессуального кодекса РФ.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель жалобы и представитель налоговой полиции не участвовали.
Рассмотрев дело в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду того, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно части 2 статьи 20 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" действия сотрудника налоговой полиции могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в вышестоящие органы налоговой полиции, прокуратуру или суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ в порядке административного судопроизводства арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Функции и полномочия органов налоговой полиции определены статьями 2, 10, 11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции", статьей 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и статьей 36 Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям перечисленных законов органы налоговой полиции выполняют функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. При осуществлении указанных функций органы налоговой полиции вправе проводить мероприятия оперативно-розыскного характера, дознание и предварительное следствие, а также мероприятия, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, такие как административное задержание, административный арест имущества юридических и физических лиц и другие.
Таким образом, за органами налоговой полиции в законодательном порядке закреплены полномочия правоохранительных и административных органов. Следовательно, при определении подведомственности спора необходимо учитывать, в каком качестве действовал орган налоговой полиции при возникновении спорных правоотношений.
В рассматриваемом случае при назначении проверки должностное лицо налоговой полиции руководствовалось нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1 и Налоговым кодексом РФ.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, орган налоговой полиции вправе произвести проверку налогоплательщика. Из текста постановления начальника Белогорского межрайонного отдела УФСНП РФ по Амурской области N 53 от 26.11.2002 следует, что проверка ООО "М" назначена в целях определения достоверности данных, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 199 Уголовного кодекса РФ. Следовательно, возникающие в ходе проверки споры разрешаются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ.
В соответствии со статьей 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ и пунктом 3 части 1 статьи 13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", органы налоговой полиции относятся к органам дознания. Статьей 123 Кодекса предусмотрено, что действия (бездействие) органов дознания могут быть обжалованы в установленном порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы.
Таким образом, спор о правомерности вынесения вышеуказанного постановления руководителя налоговой полиции, а также о проведении оперативных мероприятий не вытекает из административных правоотношений и не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Руководствуясь статьями 150, 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.02.2003 по делу N А59-815/02-С13 Арбитражного суда Амурской области отменить, производство по делу прекратить.
Арбитражному суду Амурской области выдать ООО "М" справку о возврате государственной пошлины, уплаченной заявителем за рассмотрение дела в первой и кассационной инстанциях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае при назначении проверки должностное лицо налоговой полиции руководствовалось нормами Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ, Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24.06.1993 N 5238-1 и Налоговым кодексом РФ.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 36 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, орган налоговой полиции вправе произвести проверку налогоплательщика. Из текста постановления начальника Белогорского межрайонного отдела УФСНП РФ по Амурской области N 53 от 26.11.2002 следует, что проверка ООО "М" назначена в целях определения достоверности данных, указывающих на наличие признаков преступления, предусмотренного статьей 199 Уголовного кодекса РФ. Следовательно, возникающие в ходе проверки споры разрешаются в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 июля 2003 г. N Ф03-А04/03-2/1512
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании