Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 сентября 2003 г. N Ф03-А73/03-1/2401
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства РФ по Хабаровскому краю на решение от 10.06.2003, постановление от 05.08.2003 по делу N А73-8433/2002-43 (АИ-1/737) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Хабаровскэнерго" к Комитету социальной защиты населения Администрации Хабаровского края. Финансовому управлению Администрации Хабаровского района, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Администрация Хабаровского района о взыскании 53878,93 рублей.
В соответствии со ст. 176 АПК РФ мотивированное постановление суда кассационной инстанции в полном объеме изготовлено 18.09.2003.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Хабаровскэнерего" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Комитету социальной защиты населения Администрации Хабаровского района, Финансовому управлению администрации Хабаровского района. Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 35878,93 рублей, составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии в июне 2002 года гражданам, проживающим в Хабаровском районе и имеющим на это право на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В качестве третьего лица привлечена Администрация Хабаровского района.
До принятия судом решения истец на основании ст. 49 АПК РФ уточнил размер исковых требований и просил взыскать 28473 руб.
Решением суда от 10.06.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.08.2003, убытки в размере 28473 рублей взысканы с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации. Остальные ответчики от ответственности освобождены.
Возлагая ответственность по возмещению убытков на Минфин РФ, арбитражный суд сослался на недостаточное финансирование из федерального бюджета гарантированных федеральным законом льгот.
Законность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ, где ставится вопрос об их отмене, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, суд необоснованно удовлетворил требование о взыскании убытков за счет средств федерального бюджета, поскольку ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанность по возмещению расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в муниципальном жилищном фонде, возложена на субъекты федерации и органы местного самоуправления. Также приводит доводы о том, что в 2002 году Хабаровскому краю на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из федерального бюджета было перечислено 159905000 рублей, что составило большую сумму против 149855000 рублей, запланированных названному субъекту в фонде компенсаций, согласно Приложению N 13 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Министерство финансов Хабаровского края в представленном отзыве доводы жалобы отклонило, просило судебные акты оставить без изменения.
Проверив правильность применения судом обеих инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция считает жалобу необоснованной.
Как усматривается из материалов дела, ОАО ЭиЭ "Хабаровскэнерго" за счет собственных средств в июне 2002 года в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ" предоставило льготы по оплате потребленной электрической энергии семьям, имеющим инвалидов, проживающим в Хабаровском районе.
Невозмещение истцу расходов в сумме 28473 руб. послужило основанием для обращения с иском в суд о взыскании причиненных убытков от неисполнения органами власти требований федерального законодательства, предусматривающего возмещение организациям, предоставившим такие льготы, соответствующих расходов.
В соответствии со статьей 17 ФЗ N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в РФ", инвалиды всех категорий имеют право на получение скидок при оплате коммунальных услуг. Источник финансирования данных льгот закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, установлено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Однако указанное Постановление также не устанавливает источник финансирования этих льгот.
Исходя из норм ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999, обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами - есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, и не оспаривается сторонами, в бюджет Хабаровского края в 2002 году поступило целевым назначением субсидий из федерального фонда компенсаций на сумму 159905000 рублей, против запланированных в бюджете 149855000 рублей. Указанные средства федерального бюджета в полном объеме 159905 тыс. руб. распределены субъектом через органы федерального казначейства, что соответствует Порядку, установленному Постановлением Правительства РФ N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в редакции N 137 от 28.02.2002).
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерством финансов не представлено.
Кроме того, исходя из сверки данных для расчета финансовой помощи из федерального бюджета Хабаровскому краю в 2002 году с Министерством финансов РФ согласована сумма расходов на реализацию жилищно-коммунальных льгот инвалидам по ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" из расчета численности 73798 человек при федеральных стандартах стоимости этих услуг 36 руб/кв.м, социальной норме площади жилья 18 кв.м, что составляет 286927000 руб. против установленного Постановлением Правительства РФ N 804 от 19.11.2001 федерального стандарта 43 руб./кв.м.
Арбитражным судом на основании имеющихся в деле доказательств, сделан обоснованный вывод о том, что объем запланированных и предоставленных из федерального бюджета финансовых средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" Хабаровскому краю недостаточен для финансирования всех льгот, предоставляемых по названному Закону за счет средств Фонда компенсаций.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение федерального закона, предоставившего указанную льготу инвалидам, на территории Хабаровского края, невозмещенные истцу расходы правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 10.06.2003, постановление от 05.08.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8433/2002-43 (АИ-1/737) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 сентября 2003 г. N Ф03-А73/03-1/2401
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании