Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1108
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 25.12.2003, постановление от 18.02.2004 по делу N А51-3348/03 13-73 Арбитражного суда Приморского края, по иску открытого акционерного общества "Дальэнерго" в лице Спасского отделения Дальэнергосбыта к Администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний, Финансовому управлению администрации МО г. Спасск-Дальний, Администрации Приморского края, департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 1061768 руб. 13 коп.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 18.05.2004.
Открытое акционерное общество "Дальэнерго" в лице Спасского отделения "Дальэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний, финансовому управлению администрации муниципального образования г. Спасск-Дальний, Администрации Приморского края, департаменту финансов Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании убытков 1061768 руб. 13 копеек, возникших в результате предоставления льгот по оплате за электроэнергию гражданам, в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О социальной защите инвалидов" за период с 01.06.2002 по 01.01.2003.
Решением от 25.12.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.02.2004, исковые требования истца удовлетворены в сумме заявленных требований за счет казны РФ в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой заявитель просит отменить их, считая, что суд необоснованно возложил на него ответственность.
Кроме того, Минфин считает, что суд неосновательно взыскал с бюджета и НДС, входящий в сумму убытка.
Представители участников процесса в заседание суда не явились, несмотря на надлежащее извещение.
Истец и департамент финансов Приморского края представили отзывы в которых не согласились с кассационной жалобой и просили оставить судебные акты без изменения.
Из материалов дела установлено, между ОАО "Дальэнергосбыт" в лице Спасского отделения "Дальэнергосбыт", являющегося производственной единицей акционерного общества, и администрацией МО г. Спасск-Дальний 21.01.2002 заключен договор, которым стороны определили порядок компенсации затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате за электроэнергию гражданам, имеющим право на получение ее в соответствии с федеральными законами.
Пунктом п. 2.2 договора установлено, что администрация МО г. Спасск-Дальний возмещает истцу расходы в пределах средств, поступающих из краевого и федерального бюджетов.
Во исполнение указанного договора в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов" ОАО "Дальэнерго" за счет собственных средств в 2002 году предоставило гражданам, имеющим согласно названным законам, право на 50% скидку, льготы по оплате тепловой энергии.
В связи с предоставлением указанных льгот истец не получил доход в сумме 1061768 руб. 13 коп., не возмещенний государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием обращения с настоящим иском.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.05.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Право на получение скидки при оплате жилищно-коммунальных не ниже 50% услуг имеют инвалиды всех категорий и семьи, имеющие детей-инвалидов, согласно ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ
Источник финансирования данных льгот настоящий закон не определил.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 (п. 16), изданным во исполнение указанного закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление также не называет источник финансирования этих льгот.
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.01.1999 (действующим до 07.07.2003), финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" N 194-ФЗ от 30.12.2001, согласно статей 54-57 которого, данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2002 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации согласно Приложению N 11 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год".
Наряду с этим, статьей 27 Закона Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2002 N 174-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", и в части льгот по оплате коммунальных услуг в сумме 252866 тыс. руб., в том числе, г. Спасску-Дальнему в сумме 4526 тыс. руб.
Согласно Приложению N 5 к Закону Приморского края от 12.08.2003 N 68-КЗ "Об исполнении краевого бюджета за 2002 год" указанные средства доведены до муниципального образования в запланированном объеме, вместе с тем не удовлетворили потребность г. Спасск-Дальний по возмещению расходов лицам, предоставившим льготы по жилищно-коммунальным услугам.
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Приморскому краю целевым назначением в 2002 году не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, освободив от ответственности администрацию муниципального образования и Департамент финансов администрации Приморского края.
Судом также правильно решен вопрос о возмещении истцу убытков за счет казны Российской Федерации, возникших в связи с исполнением ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
Как установлено судом на основе анализа Законов Приморского края "О краевом бюджете на 2002 год" от 26.11.2001 N 174-КЗ, "Об исполнении краевого бюджета в 2002 году", а также приложений к ним, финансовые средства поступили субъекту из Фонда компенсаций федерального бюджета на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в размере 160752 тыс. руб., тогда как на исполнение названного закона необходимо было 892100 тыс. руб., что подтверждается заявкой, направленной Администрацией Приморского края Минфину РФ.
Доказательств нецелевого использования субъектом РФ указанных средств Министерство финансов РФ не представило.
Из поступивших средств администрации МО г. Спасск-Дальний направлено на компенсацию льгот инвалидам 2448000 рублей, при необходимости - 5585300 руб.
Поскольку органами государственной власти не обеспечено финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ", судом правомерно возмещены истцу убытки за счет казны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ гражданская правоспособность Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований осуществляется через их органы, в соответствии с компетенцией последних.
Как разъяснено в п. 12 Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8 в случае предъявления истцом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, ответчиками по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект РФ или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Указанное не противоречит статье 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положению о Министерстве финансов РФ, согласно которому Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
В связи с чем, доводы Минфина РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Также судом кассационной инстанции не могут быть приняты доводы заявителя жалобы о неправомерном включении истцом в сумму иска налога на добавленную стоимость. Суд при рассмотрении дела не установил, что НДС включен в стоимость предъявленных к возмещению компенсационных сумм. Доказательства подтверждения названных доводов в материалах дела отсутствуют.
Поскольку решение и постановление суда приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, оснований для их отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 25.12.2003 и постановление апелляционной инстанции от 18.02.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-3348/03 13-73 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 мая 2004 г. N Ф03-А51/04-1/1108
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании