Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 2 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1103
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Общественной организации инвалидов "С" на решение от 18.11.2003, постановление от 16.01.2004 по делу N А51-8952/2003 8-237 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Общественной организации инвалидов "С" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока о признании недействительным решения от 10.06.2003 N 254.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 02.06.2004.
Общественная организация инвалидов "С" (далее - ООИ "С") обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Советскому району г. Владивостока (далее - инспекция по налогам и сборам) о признании недействительным решения от 10.06.2003 N 254.
Решением суда от 18.11.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.01.2004, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" право на обязательное пенсионное страхование может быть реализовано только в случае уплаты страховых взносов. Специальных норм, устанавливающих льготу по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование общественным организациям инвалидов, Федеральный закон не содержит.
Правильность принятых по делу судебных актов проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе ООИ "С", которая просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, направить дело на новое рассмотрение. По мнению заявителя жалобы, суд не учел, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ организации, производящие выплаты физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в составе единого социального налога, и статья 239 Налогового кодекса РФ, предусматривающая льготу по уплате единого социального налога для общественных организаций инвалидов, применима к этим организациям и по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.
Инспекция по налогам и сборам в отзыве на кассационную жалобу против доводов ООИ "С" возражает, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как принятые с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка ООИ "С" по вопросу соблюдения налогового законодательства по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за период с 01.07.2002 по 31.12.2002. В ходе которой, налоговым органом установлено, что организация не исчислила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 20834,53 руб., в том числе на страховую часть трудовой пенсии - 17923,39 руб., на накопительную часть трудовой пенсии - 2911,14 руб., с сумм выплат работникам организации в размере 148818,1 руб.
По результатам проверки вынесено решение N 254 от 10.06.2003 о привлечении ООИ "С" к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 27 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в виде штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного взноса в размере 4166,91 руб. Этим же решением организации предложено уплатить доначисленную сумму страхового взноса на обязательное пенсионное страхование в размере 20834,53 руб., штраф в размере 4166,91 руб.
Не согласившись с принятым решением налогового органа, ООИ "С" обратилась в арбитражный суд о признании его недействительным.
Отказывая в признании недействительным решения налогового органа, арбитражный суд, правильно применив действующее законодательство, пришел к обоснованному выводу о его соответствии требованиям Закона.
В соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 и вступлением в силу с 01.01.2002 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в главу 24 "Единый социальный налог". По смыслу норм указанного законодательства следует, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются составной частью единого социального налога. Часто этого налога, зачислявшаяся в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляется в федеральный бюджет и предназначается для выплаты базовой части трудовой пенсии.
Согласно статье 9 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, утверждение заявителя жалобы о том, что, поскольку общественная организация инвалидов в соответствии со статьей 239 Налогового кодекса РФ освобождена от уплаты единого социального налога, то и, соответственно, не является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не основано на нормах главы 24 Налогового кодекса РФ и Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001.
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам. Согласно статье 3 Закона страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном счете. Статья 7 данного Закона указывает, что право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете и служат впоследствии базой для расчета размера назначаемой пенсии.
Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются возмездными, и их уплата производится в порядке и по тарифам, установленным Федеральным законом N 167-ФЗ от 15.12.2001 и этот Закон не содержит специальных льгот по уплате страховых взносов общественным организациям инвалидов, то налоговый орган обоснованно принял решение о доначислении ООИ "С" страхового взноса в сумме 20834,53 руб., и привлечении к ответственности, предусмотренной статьей 27 указанного Закона, в виде взыскания штрафа в размере 4166,91 руб.
Кроме того, арбитражным судом при принятии судебного акта сделан правильный вывод о том, что статья 239 Налогового кодекса РФ устанавливает налоговые льготы по единому социальному налогу и не применима при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
При изложенных обстоятельствах основании для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 18.11.2003, постановление апелляционной инстанции от 16.01.2004 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-8952/2003 8-237 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июня 2004 г. N Ф03-А51/04-2/1103
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании