Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: юрисконсульт по доверенности N НЮ-436 от 30.12.2003 - Белоцерковский А.Г. от ответчика: начальник юридического отделению по доверенности N 13-10/45 от 01.02.2004 - Федосов И.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Финансового департамента Администрации Амурской области на решение от 11.11.2003 по делу N А04-2085/03-12/104 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения к Министерству финансов РФ в лице казны РФ, Финансовому департаменту Администрации Амурской области, Администрации г. Белогорска, Финансовому управлению Администрации г. Белогорска, Департаменту социальной защиты населения Администрации Амурской области о взыскании 446897,10 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление мотивированного постановления кассационной инстанции откладывалось до 10.03.2004.
ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице филиала Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения обратилось в арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 446897,10 руб., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", уменьшив требование до 375980,47 руб. до вынесения решения.
По ходатайству истца к участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены Администрация Амурской области, Министерство финансов РФ в лице казны РФ, Администрация г. Белогорска, Финансовое управление г. Белогорска.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне ответчика судом привлечены Управление Федерального казначейства по Амурской области, Департамент социальной защиты населения Администрации Амурской области.
Решением суда от 11.11.2003 требования истца удовлетворены в сумме 375980,47 руб. за счет казны Амурской области в лице Финансового департамента Администрации Амурской области на основании ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей реализацию указанных льгот ветеранам за счет средств бюджетов субъектов РФ. В остальной части иска отказано.
Не найдя оснований для удовлетворения иска за счет казны Российской Федерации, суд, ссылаясь на ст. 126 ГК РФ, указал что Российская Федерация в соответствии со статьей 126 ГК РФ не отвечает по обязательствам субъекта РФ, не предусмотревшего в своем бюджете достаточных средств, переданных из федерального бюджета в порядке межбюджетных отношений в виде 100% федеральных налогов на доходы физических лиц, для реализации указанных льгот ветеранам.
Освобождая от ответственности по иску казну г. Белогорска на основании п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", суд установил недостаточное финансирование переданных на его уровень власти государственных полномочий из бюджета Амурской области.
Финансовый департамент Администрации Амурской области, не согласившись с решением суда, в своей кассационной жалобе полагает его отменить, как необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, в иске к казне Амурской области отказать.
При этом, заявитель ссылается на неправильное применение судом ст. 10 ФЗ "О ветеранах", неприменение ст. 84, 130 БК РФ к обстоятельствам дела, предусматривающих целевой характер средств, передаваемых из федерального бюджета на нижестоящий уровень бюджета для обеспечения выполнения государственных полномочий, которые не исполнены Российской Федерацией, не утвердившей в федеральном бюджете таких средств.
Переданные в порядке межбюджетных отношений средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального фонда финансовой поддержки и через нормативы отчислений от регулирующих налогов на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов полностью распределены в бюджеты муниципальных образований, в том числе в бюджет г. Белогорска.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные в заседании представителем заявителя, проверив материалы дела, находит кассационную жалобу обоснованной, подлежащей удовлетворению, решение суда - подлежащим изменению, как вынесенное с неправильным применением норм материального права, а требование истца - удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения в октябре-декабре 2002 года предоставило льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% гражданам, пользующимся указанными льготами в соответствии с ФЗ "О ветеранах", на сумму 375980,47 руб.
В результате предоставления указанных льгот, истцу причинены убытки, некомпенсированные ему государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, что явилось основанием для обращения с настоящим иском в соответствии со статьей 16, 1069 ГК РФ.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом, средства на реализацию ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ передавались в 2002 году в порядке межбюджетных отношений в соответствии с Методикой распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ (Приложение N 10 к ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"), и через регулирующие доходы путем закрепления в доходы бюджетов 100% суммы федерального налога на доходы физических лиц.
"Указанные средства утверждены Законом Амурской области N 64 от 11.01.2002 "Об областном бюджете на 2002 год" в доходной и расходной частях бюджета Амурской области для распределения в бюджеты муниципальных образований области, в том числе г. Белогорску по целевому назначению.
Доказательств их нецелевого использования субъектом РФ Министерством финансов РФ не представлено.
Доводы Министерства финансов РФ, поддержанные судом о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует ст. 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджеты нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов.
Поскольку переданные субъекту федерации - Амурской области государственные полномочия по реализации льгот по ФЗ "О ветеранах" не обеспечены в полной мере финансовыми средствами из федерального бюджета, в нарушение указанного законодательства, вывод суда о неисполнении Амурской области ФЗ "О ветеранах" не правомерны и решение суда подлежит изменению, а иск - удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в соответствии со ст.ст. 16, 1069 ГК РФ, предусматривающих ответственность казны за причинение истцу убытков, вызванных бездействием органов государственной власти Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 11.11.2003 по делу N А04-2085/03-12/104 изменить в части.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоотведения и водоснабжения 375980,47 руб.
Прекратить исполнение измененной части решения суда. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2004 г. N Ф03-А04/04-1/296 "ФГУП "Забайкальская железная дорога" в лице филиала Белогорской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту Администрации Амурской области о взыскании 446897 руб. 10 коп., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах", уменьшив требование до 375980 руб. 47 коп. до вынесения решения"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", май-июнь 2004 г., N 1
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании