Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 24 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-2/377
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от КГУП "П" - Ивашина О.А. - ведущий бухгалтер по внутреннему аудиту по доверенности от 23.01.2004 N 121/04, Малявко А.Г. - главный бухгалтер по доверенности от 23.01.2004 N 122/04, Кузьминых М.М. - ведущий юрисконсульт по доверенности от 05.01.2004 N 102/04, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю на решение от 17.11.2003 по делу N А51-10591/2003 30-266 Арбитражного суда Приморского края, по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю к Краевому государственному унитарному предприятию "П" о взыскании 6937 рублей.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 24.03.2004.
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Приморскому краю (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Краевого государственного унитарного предприятия "П" (далее - предприятие) 6937 рублей, составляющих штрафные санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, за неуплату платежей за загрязнение окружающей среды за 1 квартал 2003 года.
Решением суда от 17.11.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано на том основании, что поскольку плата за загрязнение окружающей природной среды не является налоговым платежом, к предприятию не применимы санкции, предусмотренные статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность судебного акта первой инстанции проверяется в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе инспекции по налогам и сборам, которая просит отменить оспариваемое решение суда, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что взимание платы за загрязнение окружающей среды установлено федеральным законодательством и эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и по своей правовой природе является фискальным сбором, ответственность за неуплату которого регулируется Налоговым кодексом РФ. В связи с тем, что предприятие в представленном расчете не указало сумму спорного платежа и не внесло ее в бюджет, налоговый орган правомерно привлек правонарушителя к ответственности по пункту 1 статьи 122 настоящего Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции представители предприятия отклонили доводы, изложенные в жалобе.
Представители инспекции по налогам и сборам, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании кассационной инстанции участия не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей предприятия, суд кассационной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, 21.04.2003 Краевое государственное унитарное предприятие "П" представило в налоговый орган расчет 19-процентных отчислений от платы за фактические загрязнение окружающей природной среды в первом квартале 2003 года. В ходе проведения камеральной проверки указанного расчета, налоговый орган установил неотражение предприятием суммы платы за фактическое загрязнение окружающей природной среды за вышеназванный период и ее неуплату в установленный законодательством срок.
По результатам проверки инспекцией по налогам и сборам принято решение от 16.06.2003 N 2032дсп о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы соответствующей платы в размере 6937 рублей. Кроме того, названным решением предприятию предложено уплатить плату за фактическое загрязнение окружающей природной среды в размере 34685 рублей и пени за несвоевременное внесение данного платежа в сумме 1020 рублей.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требования от 18.06.2003 N 863 об уплате налоговой санкции, инспекция по налогам и сборам обратилась за ее взысканием в судебном порядке.
Арбитражный суд первой инстанции на основе полного, всестороннего исследования и оценки имеющихся в деле доказательств пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены виды негативного воздействия на окружающую среду, платность за ее использование, а также субъекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Настоящим Федеральным законом установлены платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду, которые взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства, то есть носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах, налог или сбор может считаться законно установленным лишь при условии, что все существенные элементы налогового обязательства, в том числе размер платы, определены непосредственно федеральным законом.
Поскольку Федеральным законом "Об охране окружающей среды" не установлен порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды и ее предельные размеры и указанные платежи не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству, они не включаются в систему налогов.
В силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ налогоплательщик привлекается к ответственности в виде взыскания штрафных санкций за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправильных действий (бездействия). При этом данной правовой нормой не предусмотрено взыскание штрафа за неуплату сбора, не обладающего признаками налогового платежа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер и являются по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод об отсутствии у инспекции по налогам и сборам правовых оснований для привлечения предприятия к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, которая не предусматривает взыскание штрафа за неуплату сбора, каковым является плата за загрязнение окружающей природной среды.
Поскольку доводы жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов, изложенных в оспариваемом судебном акте.
При таких обстоятельствах решение суда отмене не подлежит.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.11.2003 по делу N А51-10591/03 30-266 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 марта 2004 г. N Ф03-А51/04-2/377
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании