Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 1 июня 2004 г. N Ф03-А59/04-1/1300
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области на решение от 30.01.2004 по делу N А59-1678/03-С23 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Поронайского муниципального предприятия "Горжилкомхоз" к Фонду социальной поддержки населения МО "Поронайский район", Финуправлению МО "Поронайский район", Главному финуправлению Сахалинской области, Минфину РФ в лице УФК по Сахалинской области, 3 лицо: Департамент социальной защиты населения Сахалинской области о взыскании 443428 рублей 57 копеек.
В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 01.06.2004.
Поронайское муниципальное предприятие "Горжилкомхоз" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Фонду социальной поддержки населения МО "Поронайский район", Финуправлению МО "Поронайский район", Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области о взыскании 443428 рублей 57 копеек убытков в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в соответствии с Законами РФ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент социальной защиты населения Сахалинской области.
Решением суда от 30.01.2004 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Принимая его, первая инстанция сослалась на невыделение целевым назначением из федерального бюджета денежных средств для компенсации спорных расходов, в связи с чем ответственность за возникшие убытки должно нести Министерство финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Правильность судебного акта проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Минфина РФ в лице УФК по Сахалинской области, считающего решение вынесенным без учета обстоятельств, имеющих значение для дела, и с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что источником финансирования расходов, понесенных на реализацию ФЗ "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О реабилитации жертв политических репрессий", является бюджет Сахалинской области, что определено в указанных законах.
Указывает на то, что судом не установлено наличия со стороны Минфина РФ виновных действий либо бездействия, в результате которых у истца возникли убытки.
Главное финансовое управление Сахалинской области с доводами кассационной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в представленном им отзыве.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция находит жалобу несостоятельной.
Как установлено из материалов дела, ПМП "Горжилкомхоз" с 01.01.2000 по 01.07.2000 при расчетах за жилищно-коммунальные услуги, оказанные отдельной категории граждан, проживающих в муниципальном образовании "Поронайский район", учитывало льготы, установленные Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов", Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" и Указом Президента РФ "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны".
Ввиду невозмещения данных расходов на общую сумму 443428 рублей 57 копеек, истец предъявил свои требования о взыскании выпадающих доходов.
Размер предоставленных льгот подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В соответствии со статьей 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот, предоставленных ветеранам, и в частности, на оплату коммунальных услуг, отнесены на бюджет субъекта РФ.
При этом, согласно пункту 2 указанного Закона, порядок возмещения указанных расходов должен утверждаться органами исполнительной власти субъектов РФ. Расходы этих органов и органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и имеют целевое назначение.
Порядок возмещения указанных расходов субъекту РФ утверждается Правительством РФ, который фактически не определен.
ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" Сахалинской области для реализации ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета передано 29 932 тыс. рублей 80 копеек, которые распределены по бюджетам муниципальных образований в полном объеме, нецелевого использования этих средств не установлено. Однако переданных средств недостаточно, так как потребность области составила 315 320 тыс. рублей 60 копеек, что подтверждается имеющимися в материалах дела расчетами.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ N 401 от 27.07.1996 льготы по оплате коммунальных услуг возмещаются по муниципальному жилищному фонду и находящемуся в собственности субъектов РФ в порядке, установленном субъектами и органами местного самоуправления.
Источник финансирования данных льгот ни ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ни данным постановлением Правительства РФ не определен.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно
осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Возлагая ответственность по возмещению убытков за счет федерального бюджета, судом установлено, что финансирование на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" бюджету Сахалинской области в 2000 году не производилось.
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419) расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Из материалов дела видно и судом установлено, что на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" из федерального бюджета финансирование осуществлялось в пределах выделенных министерствам и ведомствам лимитов. Согласно отчету МО "Поронайский район" о финансировании расходов, связанных с реализацией указанного Закона РФ субъектом РФ предоставлено 31,5 тыс. рублей, из федерального бюджета возмещено 27,5 тыс. рублей.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса РФ обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней, финансируется исключительно из федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд правомерно взыскал понесенные истцом расходы по предоставлению отдельной категории граждан в первом полугодии 2000 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет казны Российской Федерации.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в Арбитражном суде Сахалинской области, им дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены решения от 30.01.2004 и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.01.2004 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-1678/03-С23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июня 2004 г. N Ф03-А59/04-1/1300
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании